|
♦ обеспечение нормального питания и режима дня (прогулки необходимы для
насыщения мозга кислородом, здоровый сон – для отдыха и усвоения дневной
информации, здоровая пища – для обеспечения организма необходимыми витаминами и
микроэлементами);
♦ минимум времени для общения с компьютером и телевизором;
♦ обязательное время для выполнения дома предписанного комплекса
дыхательных и двигательных упражнений; ♦ обязательные игры, рекомендованные нейропсихологом; ♦ снижение школьной и другой дополнительной нагрузки. 4. Великий
и могучий (о причинах детской неграмотности и способах борьбы с ней) Беда: в последние годы дети
все чаще пишут как курица лапой, а ошибок в диктантах становится все больше.
Страна скатывается в повальную безграмотность. Почему?
Когда-то писать по-русски с
ошибками было признаком дурного тона. Нынче трудно найти одного девятиклассника
из ста, который напишет диктант средней сложности без единой помарки. Что
говорить о школьниках, если в налоговой инспекции год из года на
проброшюрованной тетради пишут: «ДвеННадцать листов»… А рекламные объявления? А
тексты в журналах и газетах, пестрящие то ли опечатками, то ли грубыми
ошибками? Пишут вчерашние ученики, для которых овладение грамотой так и
осталось незавершенным. Любой учитель-словесник скажет, что в школе появилось
много просто необучаемых детей. Они вроде и правила наизусть знают, и
дополнительно занимаются, а пишут ужасно! Да и почерк у многих такой, что и
сами-то они его с трудом разбирают. Однажды мама, знающая три
языка и искренне не понимающая, как можно неправильно писать на родном,
русском, привела на прием к нейропсихологу 14-летнюю Свету. Девочке из-за
абсолютной безграмотности (при хорошей успеваемости по всем остальным
предметам) пришлось уйти из престижной гимназии. Девочка за 10 минут написала
сочинение на тему: «Мое отношение к жизни». «Жизнь – это времена года. Летом –
ярко, красочно, ароматно, свободно, тепло. Так и в жизни бывает – тепло,
красиво, хорошо. Осенью непогода, и все время льют дожди, как в жизни плачут
люди и не могут найти утешения. Когда наступает зима, выпадает суровый и
холодный снег, который кажется мягкими снежинками. Так ложь и обман иногда
кажутся приятными». При глубине и философичности
содержания работа содержала ровно 32 грамматические ошибки! Что же делать? Учителя
разводят руками и чуть ли не плачут от бессилия, глядя в тетрадь, в которой
надо сделать столько исправлений – «заплаток», что не будет видно основного
текста. Когда
учитель плачет А плакать он может по многим
причинам. Из-за нечитаемого почерка, например. Или из-за того, что дети не
хотят читать программные произведения. Но самая, пожалуй, основная причина –
это неусвоение учебного материала. Ведь реализация и состоятельность личности
учителя происходят только тогда, когда дети усваивают пройденный материал.
Опытный учитель никогда не будет обвинять своих учеников, потому что считает,
что их ошибки – его собственные ошибки. Но что же делать учителю, когда, с
одной стороны, он должен четко следовать программе обучения и научить ребенка
любой ценой, а с другой стороны, его бросает в дрожь от одного вида еще не
открытой тетради конкретного Коли Петрова? Можно ли корригировать его
неграмотность в рамках массового обучения письму в классе? Давайте попробуем
вместе разобраться в истоках трудностей и в возможностях помощи ученикам при
овладении ими грамотностью в условиях массовой школы. |