|
Рассказывает
учитель: «Я не
знаю, чем это можно объяснить, но в школе появилось много необучаемых детей. Я
всегда знала, что бывают люди грамотные как бы по природе своей. Другой группе,
«врожденно неграмотной», правописание дается всегда с большим трудом. Но
раньше, после какого-то времени занятий с репетиторами, они начинали писать
относительно грамотно, я бы сказала, прилично… А теперь я вижу, что они и
правила наизусть знают, а пишут – боже мой! Вот открываю тетрадь пятиклассницы.
Ошибки – нарочно не придумаешь: «нагАризонте», «обЪстановка», «пожалустО», а
вот вообще перл: «пОлесос». Спрашиваю у другого: «В слове «стучатт» вторую «т»
зачем написал?» – «А это запасная», – говорит ученик. Такое впечатление,
что он делает это нарочно… Я лезу из кожи вон, чтобы сделать из них грамотных
людей, а они как будто специально делают абсолютно дурацкие ошибки.» И действительно: количество
детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается год от
года. По самым общим подсчетам, таких детей на сегодня около 25 %.
Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются,
правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее.
Поэтому очень важно начать коррекционную работу уже на начальном этапе, умея
распознавать в тетрадях предпосылки начинающейся неуспеваемости. Можно выделить
несколько основных предпосылок начинающихся проблем: ♦ несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница
букв; ♦ нечитаемый почерк; ♦ незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на
правило»; ♦ одновременное знание правил и безграмотное письмо, то есть неумение
применить правило в процессе письма; ♦ неумение составлять связные, логичные тексты; ♦ нелюбовь или даже ненависть к чтению; ♦ плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках
русского языка; ♦ негативное отношение к предмету. Следует отметить, что в
большинстве случаев предпосылки проблем не существуют по отдельности, а
образуют целый комплекс. Как правило, чисто нейропсихологические предпосылки,
затрудняющие освоение языка, отягощены психологическими сложностями. Далеко не
всегда распутать этот клубок можно в комплексе, то есть приходится с каждой
проблемой разбираться самостоятельно. Прежде всего надо понять, из каких
составляющих складывается грамотность, и разобраться с каждым звеном в
отдельности. Нейропсихологическая
готовность к письму Оказывается, ребенок с
нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за
незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук,
речевое внимание, пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и
становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и
неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит
от работы больших полушарий головного мозга, от их взаимодействия. Правое
полушарие отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета, а левое
– за правильное его называние или написание. Бывает так, что доминирует правое
полушарие, а левое недоразвито, – не такой уж редкий случай активного
школьника с ярким воображением – и абсолютно неграмотного! |