|
При каких условиях это может
произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических
условиях, и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей.
Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в
различные игры, правила которых выдумываются и дополнятся по ходу игры.
В-третьих, если он занимается активными физическими упражнениями. Но даже при
этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или даже прогрессируют. Что предпримет наблюдательный
учитель, желая научить грамотности своего труднообучаемого ученика? Сделает ему
выговор по поводу «глупых ошибок» и отвратительного почерка? Нарисует ему
страшную картину будущего всех безграмотных людей? Посоветует родителям нанять
репетитора? Засадит за дополнительные занятия? Можем сказать вам заранее: ни
один из вышеперечисленных методов не поможет и к тому же нанесет ребенку
моральную травму. К трудностям овладения родным языком прибавятся еще и страх,
и ненависть к предмету. Тут уж будет и вовсе не до учебы! К тому же вид
исчерканных красной ручкой тетрадей вызовет у ребенка сначала нежелание
выполнять домашние задания (и действительно, какой смысл: сделал – двойка, не
сделал – тот же результат), а затем и посещать уроки, на которых он предстает в
невыгодном свете. Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым
трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как
определить, к какой группе отнести неуспевающего ученика? По характеру ошибок.
Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего
ученика сигнализирует: «Нужна срочная нейропсихологическая помощь». Сигнал «Нужна помощь!»
поступает, если выявляются следующие ошибки: ♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями; ♦ несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил
переноса; ♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в
другую сторону; ♦ повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»; ♦ замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у»
(«клУмат»), «т» – «п» («Пигр»); ♦ ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»); ♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов
(«гамазин» вместо «магазин»); ♦ забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»); ♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание,
резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному). Как помочь ребенку преодолеть
подобные проявления в письме, знают нейропсихологии. Что
для этого может сделать учитель? ♦ Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания
вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке. ♦ Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою
несостоятельность: например, не читал вслух, если у него с этим плохо.
Остерегайтесь резких высказываний в его адрес. ♦ Обратите внимание родителей на характер ошибок в тетради ученика,
чтобы они вовремя обратились к специалистам и своевременно и эффективно помогли
своему ребенку. |