|
♦ В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый
образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги,
скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми
глазами угадывает буквы на ощупь. Можно также писать буквы в воздухе, на спине…
А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по
технике чтения – эффект обеспечен! ♦ Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан
на проблемных буквах (например, «корова» – корова с глазами в виде букв «о»,
«интеллигент» – рожица, у которой в каждом глазу по букве «л»). ♦ После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу. Пусть в
младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в
старших – две минуты на что-то веселое из истории предмета. Если вы видите, что
у одного из ребят «потухли глаза» или он начал отвлекаться на постороннее,
предложите ему стереть с доски или сбегать за мелом. Пусть отвлечется, чтобы
дать отдохнуть мозгу. ♦ Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные
рассказы, такие как мини-сказка про пре– и
при-(Таня Егорова, 11 лет):
«Жила-была Придумка. Она любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала себе платье. Примерила – неприятно. Присела.
Призадумалась, решила пришить к платью кружева. Пришила и пришла
показать Пре. «Прелестно, превосходно!» – ответила Пре. Придумка припрыгнула, прихлопнула,
притопнула, прильнула к Пре и сказала, что в следующий раз придумает что-нибудь специально для прекрасной Пре. «Премного
благодарна», – ответила Пре». Тогда
часть занятий для ребят превратится в игру (вы же знаете, что все они
недоиграли – и большие, и маленькие), и хотя бы в вашем предмете исчезнет
насильственная ежедневная зубрежка. Немного
о мотивации и о методах обучения письму Но и это еще не все.
Посмотрим, что еще считается важной составляющей грамотности по законам
психологии. Л. С. Выготский пишет: «Школьник, приступающий к письму, не только
не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени
смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему». То есть ребенок
попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью? Ведь со
сверстниками и родителями он может объясниться устно. А теперь еще немного о
педагогической составляющей. О школьных программах и о том, какой ущерб они
способны нанести порой успеваемости ребенка. Начнем с самого начала – с
написания букв. Оговоримся, что мы разбираем методы обучения с точки зрения
нейропсихологии. Может быть, существуют другие доводы в защиту этих методов, но
о том, что написание букв по новым принципам «безотрывного письма» и скорочтение
наносят прямой ущерб нейрофизиологическому здоровью учеников, ученые твердят
давно, ратуя за здоровьесберегающие технологии в обучении. Приведем строки из
статьи Т. В. Ахутиной «Нейропсихологический подход к диагностике трудностей
обучения» (2004): «К сожалению, программные требования не пересматриваются в
соответствии с состоянием здоровья современных школьников. |