|
Приведу два примера из
начальной школы. Первый: это безотрывное письмо, когда ребенку при написании
буквы необходимо иметь в виду не только следующую букву, но и ту, что идет за
ней. Несмотря на многочисленные голоса педагогов-практиков, психологов и
физиологов, вопрос о безотрывном письме до сих пор еще не пересмотрен. Второй пример: нормативы
скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в
ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в
коррекционно-развивающих классах». Конечно, мы не можем идти
вопреки общеустановленным методам преподавания письма в начальных классах и
учить так, как считаем нужным, но главное – это понимание сложностей, с
которыми столкнулся маленький человек. И тогда можно что-то подкорригировать,
где-то уступить, пойти навстречу, не так ли? Ведь на самом деле ребенок,
которому не дается правописание, чувствует себя не так уж уверенно в жизни. Расстройство в овладении
письмом приводит школьника к нежеланию и отказу сначала выполнять домашние
задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект
обнаруживается наиболее отчетливо. У большинства детей такой
дефект влияет на настроение, у них могут развиться депрессия, отчаяние,
стремление к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то
безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте, и человек не сможет
заниматься интеллектуальной деятельностью и достигать успехов в профессиях,
требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления, и
ему придется ограничиваться кругом профессий, где навыков письма не требуется.
В каждодневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать
открытку, а люди, некомпетентные в письме, стараются не делать этого, чтобы не
обнаружить свою безграмотность. Поэтому, если вашему ребенку
не дается правописание, необходимо прежде всего выявить причины, мешающие ему
освоить письмо, и убедить его, что трудности, стоящие на пути, вполне
преодолимы. Ребенка нужно заинтересовать и пробудить в нем желание «писать без
ошибок». Не забудьте о том, что у ребенка создался уже школьный негативизм к
предмету, и от того, какой будет обстановка, в которой вы занимаетесь, зависит
его успех. Попытайтесь наладить с ним контакт, занимайтесь в спокойной,
доброжелательной обстановке, и успех обеспечен! Приведенные в этой главе
рекомендации обязательно помогут, если вы будете последовательно и регулярно им
следовать, вставляя в малых дозах в обязательную программу. Почему
дети не читают? Еще одним важнейшим моментом
неумения правильно писать справедливо считается нелюбовь к чтению. Учитель:
«А мне все
равно кажется, что не умеют правильно писать оттого, что не читают. Раньше под
подушкой у ребенка находили книгу, а теперь – ну если только мобильник новой
модели! Откуда же он писать грамотно будет? Ничто в природе не возникает из
ничего». Нейропсихолог:
«Абсолютно
правильно говорите, но не учитываете одного. А если у ребенка нарушение
зрительной памяти? Он может и читать, но запоминать то, как написаны в книге
слова, не будет. Или такой вариант. Проводим диагностику 13-летнего мальчика. А
он не может разобраться в элементарных логико-грамматических конструкциях. Например,
спрашиваю, кем тебе приходится брат отца? Отвечает – дядей. А отец брата? Всех
перечислил, а так и не догадался, что отец его брата ему приходится папочкой
родным. Вы что думаете, это редко бывает? Да на каждом шагу. Он просто не
понимает, о чем написано в книге. Если детство человека с нормальной мозговой
организацией прошло в нормальной семье, как он может книг не любить? У нас
часто бывает: подкорректировали функции – мама радуется: любовь к чтению
проснулась. Естественно, это бывает в семьях, где родители сами читают и детей
приобщают. А нечитающий человек грамотным быть не может, это точно: на одном
Розентале правил русского языка не освоишь…» |