|
Никогда не будет читать тот
ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие
печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными
библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной
причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел».
Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты,
полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в
качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не
научит этой радости ребенка. В одной молодой семье недавно
родился второй ребенок. Старший, Дима, учится в шестом классе. Проблемы с
чтением настолько серьезны, что мальчик стал отставать по математике: раньше
мама читала ему условие задачки, а теперь ей некогда. Диме наняли репетитора,
чтобы он таки научил его читать не по слогам. В квартире евроремонт, модная
удобная мебель, в секретере десятка два книг, среди них большую часть занимают
детективы в мягких переплетах, несколько справочников, книги с дарственными
надписями, видимо, подаренные родителям Димы. Мама скептически ознакомилась со
списком книг, которые репетитор предложила купить для Димы или хотя бы взять в
библиотеке. Где находится ближайшая библиотека, мама не знает, а на покупку нет
лишних денег – много расходов в связи с рождением малышки. Мама уверена, что
существует какой-то другой путь приобщения ее ребенка к чтению. Вряд ли… К сожалению, в наше время
почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Сыграли ли здесь свою
роковую роль телевизор или занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки?
Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный
фактор – как всегда, человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей
пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и
время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства.
Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное место среди его
игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, должны быть
самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент,
когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не
только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход
происходит в возрасте семи-восьми лет, а если он затянулся, то и 15-летнему
мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче,
чем читать самому. Приобщить свое чадо к самостоятельному чтению художественной
литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены. А иногда бывает и так.
Родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать
не хочет и ни на какие уговоры не поддается: неинтересны ему ни Винни-Пухи с
Бармалеями, ни хоббиты с муми-троллями. Значит, причину надо искать глубже, в
области нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо
пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное
окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между «б» и
«д», например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения
становится просто невозможным: от ребенка ускользает смысл читаемого, потому
что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если
механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть
прочитанного он все равно не может. |