|
Насущной проблемой
современной системы образования является увеличение числа учеников, не имеющих
клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения
в общеобразовательной школе (см.: Ахутина Т. В. и др., 1995; Глозман Ж.
М., Потанина А. Ю., 2001). В начальной школе эти трудности проявляются прежде
всего в трудностях письма, чтения и счета – видах деятельности, наиболее
востребованных социальной ситуацией развития ребенка. Разнообразие симптомов
школьной неуспеваемости связано с различными механизмами: ♦ нейропсихологическими (несформированность отдельных психических
функций или атипии их развития, слабость нервной системы и др.); ♦ социальными (отношения в семье и в обществе в целом); ♦ педагогическими (педагогическая запущенность,
гиперопека); ♦ характерологическими (стиль поведения и общения ребенка) и
т. д. Какие же условия надо
создать, чтобы дети могли реализовывать свои способности? Из каких составляющих
складывается успешность обучения и социализации ребенка в школе? Как ему помочь
справиться с проблемами, которые кажутся неразрешимыми ему самому, его учителям
и родителям? Согласно канонам классической
психологии, ведущая деятельность школьника начальных классов – учебная и его
самооценка полностью зависят от того, как он учится: хорошо или плохо.
Практический опыт работы нашего центра полностью подтверждает такое наблюдение:
ребенок, которому не дается учеба на начальном этапе, не живет в ладу с собой.
Но ведь в каждом есть свой, хотя бы малюсенький талант, дающий знать о себе
чувством дискомфорта и внутренней неудовлетворенности, которые ребенок и сам
объяснить не может… Так, значит, ищем таланты? Развиваем способности, а на
успеваемость в школе махнем рукой? Конечно же, нет! Потому что, окружив ребенка
ореолом исключительности, не настаивая на общих знаниях, мы гарантируем ему
серьезные психологические испытания впоследствии. А если он и сам вскоре
уверится в собственной избранности, в том, что он не такой, как все, и начнет
прощать себе все ошибки? Жизненная практика показывает, что во взрослой жизни
«вундеркинда» начинает «лихорадить». Он ощущает себя то гением, то
ничтожеством, а элементарных знаний для достижения простого житейского счастья
не хватает, и в результате – крах, социальный, психологический, личностный. ♦ Если ваш ребенок умный, но рассеянный, ему можно помочь. Как? ♦ Если ребенок не хочет учиться, можно пробудить в нем жажду познания.
Как? ♦ Если ребенок подолгу учит уроки, можно ускорить этот процесс. Каким
образом? ♦ Если ребенку не нравится учиться в школе, выбранной вами, есть смысл
поискать идеальный вариант. Где и как? ♦ Если ваш ребенок левша, то он развивается по другим законам. По
каким? ♦ Если ваш ребенок не любит читать, его можно приобщить к чтению. Как? На эти и многие другие
вопросы вы получите ответ в этой книге. Часть I
Проблемы плохой успеваемости и «не тех» оценок 1. …И
успехов в учебе! (С какими учебными трудностями сталкиваются родители и их
дети) |