|
Механизмы
списывания Итак, списывание – нормальный
и даже естественный процесс. Посмотрим, в чем же его суть и смысл. Если
рассмотреть процесс списывания внимательнее, так сказать, изучить его анатомию,
то станет очевидно, что дело это совсем не такое простое, как кажется некоторым
мамам и учителям. Во-первых, списывающий ученик должен «расшифровать» почерк
своего соседа. При расшифровке развивается знаковая функция, способствующая
повышению способности абстрактно мыслить. Во-вторых, он должен оценить
ситуацию: увидеть в ней себя и окружающих, следить, чтобы учитель ничего не
заметил и чтобы другие ученики «не выдали». В-третьих, необходимо поставить
того, у кого ты хотел бы списать, в такое положение, при котором он не смог бы
тебе отказать, или списать так, чтобы он этого не заметил (так часто бывает на
контрольных или диктантах, когда один заглядывает в тетрадь другого через
плечо). Кстати, об этих трудностях как раз и говорил Дима, перешедший в пятый
класс и, видимо, уже обдумывающий для себя возможность списывания. Получается, что для
«талантливого» списывания надо обладать как минимум: 1) способностью
абстрактно мыслить; 2) способностью
адекватно оценивать жизненные ситуации; 3) коммуникативной
компетентностью (попросту знать, у кого стоит просить, а к кому и соваться
нечего); 4) способностью
быстро адаптироваться к новым условиям. Согласитесь, не так уж плохо
все это иметь. В жизни пригодится. Тем более что конечный результат любого
обучения – это не количество пятерок в аттестате, а жизненный успех. Разве мы с
вами не удивлялись тому, что из наших бывших одноклассников чаще всего более
успешными оказывались вовсе не те, кто окончил школу с золотой медалью, а те,
кто на учебе не зацикливался? Приобретенные в процессе школьного обучения
навыки приспосабливаться и моментально адаптироваться они перенесли во взрослую
жизнь. Две подруги вместе учились в
школе, и обе поступили на биофак пединститута. Одна увлекалась ихтиологией, дни
и ночи просиживала в лаборатории, писала научные работы и выступала с докладами
на студенческих конференциях. За пять лет учебы она похудела на 15 килограммов,
ни разу не ездила домой на каникулах и так и не попала в Большой театр, хотя
это было ее детской мечтой. Зато был получен красный диплом, и ей было
предложено остаться в аспирантуре. Другая училась совсем не блестяще, тоже
увлекалась рыбами, но успевала и в театры, и на дискотеки, все каникулы она
проводила на туристских базах и в лагерях. На пятом курсе вышла замуж за
перспективного молодого аспиранта и вместе с ним уехала в Европу, где в одной
из небольших, но богатых стран ему предложили продолжить образование. Ее
подруга осталась на кафедре ихтиологии, защитила диссертацию. И тут случилась перестройка.
Денег на науку стало не хватать. Преподавательская деятельность была
интересной, но практически бесплатной, подработка нашлась в детском доме
творчества, где за мизерную зарплату она стала вести аквариумный кружок. Личная
жизнь не сложилась, заниматься наукой было негде. А ее подруга потратила эти
годы на мужа и двоих сыновей. Правда, муж нашел в европейской стране новую
спутницу жизни, но она, вернувшись в Россию, определила мальчиков в престижную
школу и постепенно стала втягиваться в новую жизнь. Очень скоро она поняла, что
в среде «новых русских» модно заводить аквариумы с хищниками и редкими видами
рыб, для оборудования и содержания которых требовались специальные знания. Она
достала старые конспекты и накупила новых книг. Не будем говорить, сколько
стоит теперь только одна ее консультация. Да, есть машина, загородный дом, и
дети учатся в платных вузах. Среди клиентов обнаружился вполне симпатичный и
интеллигентный холостяк, который и стал ее вторым мужем. А аквариумный кружок
закрыли из-за недостатка посетителей, и его руководителя из жалости оставили в
доме творчества на должности уборщицы. А что делать? Эта работа приносила пусть
небольшой, но гарантированный государством кусок хлеба, – дело идет к
пенсии. |