|
В неполные пятьдесят они даже
выглядят по-разному: одна моложава, подтянута, улыбчива, другая смотрит всегда
печально и радует себя булочками в день зарплаты. Ну, как вы оцените, чья
судьба сложилась удачнее? Дай
списать… Как часто звучит эта просьба
в коридорах нынешних школ, гимназий, лицеев! Осмелимся предположить, что и в
прежние времена она звучала не намного реже. Внутри любого детского коллектива
существуют свои отношения, иногда непонятные взрослым. «Почему ты всегда даешь
списывать?» – негодует отец в ответ на рассказ сына о том, как на русском он
дал Серому свою тетрадь по алгебре, чтобы тот «скатал» домашнюю работу, а «русачка»
увидела, тетрадь отняла, и в результате у обоих теперь по двойке в журнале.
Действительно, почему один всегда дает списывать, а другой нет? Почему один
списывает все, а другой только физику или русский? Почему одним списывать дают
охотно, а от других свои тетради обороняют любыми способами? Разделим условно школьников
на типы в зависимости от их успеваемости, способностей и взаимоотношений с
другими учениками. «Попрошайки».
Это, как
правило, ученики, откровенно отстающие по всем предметам. Постоянное «Дай
списать!» настолько надоедает одноклассникам, что их нижайшие просьбы часто
остаются без удовлетворения, а дневник украшают многочисленные двойки. Они
никогда не делают попыток выполнить что-либо самостоятельно, даже самую простую
работу, элементарное задание. Часть «попрошаек» абсолютно разуверились в
собственных возможностях, другие обленились до полной потери работоспособности.
Они готовы унижаться, канючить, лебезить, лишь бы получить желаемое, а подобное
поведение в подростковой среде, мягко говоря, не приветствуется.
«Троечники»
учатся
неважно, но все-таки лучше «попрошаек». Они гордятся тем, что иногда в
дневниках появляются положительные отметки. Поэтому, если возникает такая
возможность, они охотно дадут списать и «попрошайке», демонстрируя тем самым
свою значимость. Сами они списывают нерегулярно, но, когда чувствуют, что
двойка неизбежна, прибегают к этому способу. Их жалеют и дают свои тетрадки на
растерзание. Именно среди «троечников» попадаются виртуозы, умеющие «скатывать»
так, что комар носа не подточит.
«Половинки».
Ученики
этого типа отлично успевают по одному-двум предметам, в основном или
гуманитарного, или технического цикла. Они дают списывать задания своим
антиподам, в обмен. Получается такое своеобразное разделение труда. Кстати, это
совсем не плохой вариант. Класс, в котором преобладают «половинки», в целом
будет вполне успешным, так как процент хороших оценок здесь очень высок.
Механизм списывания в таком коллективе простой: Васька учит физику, поднимает
руку, решает для всех задачи, Таня готовит дома только алгебру и выручает
других на контрольных, делая два варианта, Катя предупреждает соседей о запятых
в диктанте и предоставляет тетрадь с домашними упражнениями тем, кто дает ей
списать алгебру и физику… «Половинки» дружат, часто эта дружба сохраняется многие
годы и после окончания школы. |