|
У Ларисы было два мужа –
лучше бы не было ни одного: своим внешним видом и внутренним «глубоким»
содержанием они только компрометировали умницу-жену. Она до сих пор не может
понять, что выбрала их только потому, что безумно занизила свою собственную
жизненную планку. В цехе, где она сейчас
работает, – грязь и холод, почти совсем не платят зарплаты, женщины и
мужчины пьют и сквернословят на равных. А посреди всего этого безобразия, как
бы и не замечая его и не пачкаясь окружающей грязью, сидит статная кареглазая
блондинка Лариса и жмет один раз в день на какую-то глупую кнопку. И на нищенскую
зарплату живет вдвоем с сыном «прилично и достойно». Себя
как в зеркале я вижу… Мы недаром пишем об этих двух
уже сложившихся судьбах, о том, как огрехи воспитания в школьном возрасте
повлияли на всю дальнейшую жизнь героев. Все мы, в общем-то, прекрасно
понимаем, что чем лучше в детстве мы себя чувствовали среди окружающих, чем
больше соответствовало наше представление о себе оценкам наших сверстников и
чем точнее совпадали эти представления, тем успешнее происходила наша
дальнейшая жизнь. Исследования, проведенные
нами в системе общеобразовательных школ, показали, что в норме у
ребенка-школьника должны быть следующие представления своего «Я»: ♦ самооценка должна быть адекватна действительности или чуть завышена
(«Я» реальное); ♦ оценка с точки зрения друга должна быть устойчиво выше, оценка со
стороны учителя и одноклассников – чуть ниже, чем самооценка («Я» зеркальное).
Говоря простыми словами, школьник всегда думает, что друг о нем лучшего мнения,
чем он есть на самом деле, а учитель всегда чуть-чуть недооценивает. Если учителя, одноклассники и
родители завышенно относятся к ребенку, школьник, видя себя постоянно в
«зеркале», которое ему льстит, постепенно теряет объективность по отношению к
себе. В итоге это грозит интеллектуальной или личностной деградацией (история
Юрика). Предположим, хороший ученик
вдруг решает для себя, что систематически учить все предметы вовсе не
обязательно и что он «продержится» за счет благоприятной репутации.
«Нахватавшись верхов» по ненужным ему предметам, он некоторое время вполне
успешно отвечает у доски. Учитель, привыкший к его положительным оценкам, по
инерции ставит четверки и пятерки. Но когда наконец учитель понимает, что
ученик систематически не готовится к урокам, и реагирует должным образом, то
«зарвавшийся» ученик, привыкший к тому, что его «зеркало» льстит, уверен, будто
плохую оценку он получил незаслуженно. А так как дети и без того думают, что
преподаватель оценивает их несколько ниже, такая ситуация может привести к
длительному обоюдному непониманию. Внушение ребенку
супервысокого представления о себе дает резко отрицательный результат.
Справедливости ради надо отметить, что немного завышенная оценка ребенку даже
полезна, но требуется строго следить, чтобы это не приняло глобальных
масштабов. Теперь об отрицательной
оценке. В истории с Ларисой, обратите внимание, девочка растет в не вполне
благополучной среде. Ее никто не обижает и не унижает, но отсутствие поощрения
является фактором, негативно влияющим на ее дальнейшую судьбу, так как лишает
уверенности в себе. А что бывает с такими детьми, которым строгие родители
ежедневно объясняют, что из них «ничего путного не получится», известно всем. |