|
Результаты проведенного
исследования по определению рейтинга основных человеческих качеств позволяют
сделать вывод, что в сверстниках дети в первую очередь ценят качества
эмоционально-личностного характера, такие как доброта, сердечность,
искренность, чувствительность, веселость, уравновешенность, душевность.
Обладателей этих качеств признает и полюбит любой здоровый коллектив. Заметим,
правда, что в понимании детей сами эти слова имеют несколько не те значения, что
в нашем, взрослом языке.
♦ Итак, доброта в нашем с вами толковании – это очень абстрактное
понятие. Например, если наши знакомые не дали нам вчера взаймы, нами это не
будет расцениваться как жадность. Однако в понимании детей любая подобная
мелочь непростительна и свидетельствует об отсутствии именно доброты. ♦ Сердечность во взрослом понимании является составной частью
душевности. Для детей сердечность – это умение сочувствовать всему живому, в
том числе дворовым кошкам и собакам. А душевность в их понимании – это принятие
других людей. ♦ Искренность в понимании детей – это честность со всеми и во всем. ♦ Особое внимание нужно обратить на качество «уравновешенность», или,
как говорят сами дети, «спокойность». На втором месте стоят
морально-волевые качества. Это честность, справедливость, ответственность,
отважность, решительность. ♦ Честность в глазах школьника – это порядочность по отношению к кругу
одноклассников (сказать неправду взрослому не считается зазорным). ♦ Справедливость соответствует общему понятию и определяется детьми
наиболее ясно и точно. ♦ Ответственность подразумевает отношение скорее к учебе и в детских
отношениях, как правило, не дифференцируется. ♦ Отважность и решительность являются синонимами в детском толковании. Старайтесь с малолетства
привить любимому чаду эти качества, и тогда его будут любить не только
родители. В детском понимании от друга
должно исходить тепло, потому что в первую очередь он обладает добротой. А
доброта детям запоминается больше в мелочах. Приучайте ребенка находить в себе
силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо, и не говорите ему:
«Не отдавай никому свой банан, а то ты до обеда останешься голодным». Дайте ему
лучше лишний банан, пусть поделится. Или не давайте ничего. Положите в его
пенал лишнюю ручку, объясните: «Вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь». А
если вы сами отправились с классом в театр или в зоопарк, старайтесь угостить
конфетой или яблоком сначала друзей вашего ребенка, а уж потом его самого. Научите вашего ребенка быть
душевным – а это, как мы помним, в понимании детей выражается в добром
отношении к одноклассникам. Расскажите ему о каждом из них что-нибудь хорошее,
найдите в каждом какие-то достоинства, умейте оправдать недостатки. Не стоит
сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых.
Вам будет неприятно услышать о своем сыне или дочке что-то плохое? Зачем же
говорить это о других? Научите ребенка сочувствовать
чужому горю, не смеяться над неудачами других – и он станет сердечным. Не
будьте равнодушны, подкормите вместе с ним дворовую собаку или синичку за
окном, погладьте по головке чужого малыша, плачущего в песочнице. Пример
взрослого всегда заразителен. |