|
Родителям стоит
насторожиться, если: ♦ у ребенка проявляется необоснованная агрессивность или, наоборот,
пассивность; ♦ он начал часто болеть; ♦ у него появилась патологическая неуверенность в себе; ♦ он выражает нежелание идти в школу; ♦ он избегает общения со сверстниками. Все эти признаки
свидетельствуют о плохой адаптированности ребенка к школе. Подводные
камни Иногда первоклассник
испытывает трудности не из-за социальных причин, а из-за проблем, связанных с
недостаточной сформированностью психических функций. У детей это очень
распространено. Человеческий мозг состоит из трех блоков. Первый блок отвечает
за подачу питания, энергии на два вышележащих уровня. На втором уровне
осуществляются переработка и хранение информации – это блок памяти, восприятия
предметов и пространства. А третий блок отвечает за контроль над деятельностью.
Как показывают последние исследования в этой области науки, мозг ребенка
развивается неравномерно, мозаично. Ученым-нейропсихологам удалось проследить и
охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. Самым
распространенным явлением оказалась недостаточная сформированность
энергетического блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься
одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто ошибочно
расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность. Когда первоклассницу Олю
попросили рассказать, что она понимает под словами «тяжелая работа», девочка
сказала: «Школа». У преподавателей нет проблем с Олей, но, вернувшись домой из
школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. Если мама делает попытку
ее успокоить, спрашивая, чего дочка хочет, она требует то, что в данный момент
недосягаемо: «Хочу кота Ваську», а он живет у бабушки, или: «Хочу бабушкиного
пирога», а на предложение поехать к бабушке ревет: «Не поеду!» Оля – умненькая
девочка, но часто болеет и ребята в классе о ней забывают. А то, что Оля еще и
реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, вообще отталкивает от нее
одноклассников.
Дети, у которых страдает
третий блок – блок программирования и контроля, – это те ученики, которые
обычно не учитывают общих норм поведения и правила, а следовательно, и не могут
понять, к чему им, собственно, надо адаптироваться. Они могут встать из-за
парты во время урока и пройтись по классу или заниматься на диктанте всякой
ерундой и мешать соседу. Они забывают, что нужно поднять руку, прежде чем
ответить, и выкрикивают сразу то, что знают. Семилетний Артем не сидит
спокойно на уроке, как того требует учительница, его прилежного поведения
хватает минут на десять. Оценки в его дневнике многообразны, как фауна
Австралии: двойки с тремя минусами чередуются с жирными пятерками. Дома его
поступки и игры не имеют смысла: он может, например, обмотать собственный язык
веревкой и с упоением так стоять с высунутым языком… С друзьями в классе у него
отношения неважные, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки,
принимаемые детьми за намеренно вредные. Поведение его становится
бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость. |