|
ИТАЛИЯ Искусство
Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций, которые
были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной
Италии преобладали византийские черты, то в Риме и Центральной Италии —
античные. Лишь искусство Ломбардии, расположенной на севере Италии, восприняло
формы романского стиля. Такова,
например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в
XI—XII вв., и другие дошедшие до нашего времени
памятники. Они отличаются нарядным и изящным наружным убранством, в котором
широко использовались многоцветные мраморные плиты. К
выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные
традиции, относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль,
включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого
времени: в XI в. здесь работал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из- 242 Собор
и башня в Пизе. Начало строительства — Италия. вестной
частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые
исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента
в самом начале работ, и тогда было решено сделать её наклонной. Своеобразный
романский стиль сложился в Сицилии. В нём чувствуется сильное влияние не
только Византии и Востока, но и западной архитектуры. Палатинская капелла
(1131 —1143 гг.) в Палермо и собор Санта-Мария Нуова (1174—1189 гг.) в Монреале — типичные памятники сицилийской
архитектуры. Романская
живопись Италии, сформировавшаяся под влиянием раннехристианского искусства и
византийской культуры, отличалась большим разнообразием. Наиболее значительными
её центрами были Рим и
монастыри Южной Италии во главе с аббатством Монтекассино. Фрески церкви
Сан-Клементе (1073—1084 гг.) дают наиболее полное представление о римской Собор
Санта-Мария Нуова. фрагмент. 1174—1189 г. Монреале. Сицилия. 243 живописи,
для которой характерны тонкие сочетания цветов, чёткие композиции. На стенах
церкви в росписях представлена легенда о Святом Клементе. Она рассказывает о
том, что Святой Клемент за веру был утоплен противниками христианства. На
месте его гибели ангелы выстроили храм. В день смерти святого этот храм
показывался из-под воды, и верующие приходили поклониться ему. И когда одна
мать забыла своего ребёнка в храме, то через год, вернувшись туда, она o6наружила малыша целым и невредимым. Эта
история очень живо и непосредственно, с большим количеством деталей изображена
на стенах церкви. Монастырь
Монтекассино славился как центр изготовления иллюстрированных рукописей.
Художники-миниатюристы, работавшие в монастыре, очевидно, хорошо знали и
любили византийское искусство, под влиянием которого были созданы, например,
иллюстрации к «Лекционарию переписчика Льва» ( На юге
Италии существовала своеобразная форма религиозных текстов — богослужебные
пергаментные свитки. Иллюстрации на этих свитках были размещены так, чтобы прихожане
могли разглядывать изображения, когда свиток постепенно разворачивался по мере
прочтения текста священнослужителем. |