Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В церковных постройках Ис­пании романского периода прак­тически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик не­приступных крепостей. В испанской культуре того времени большую роль играла монументальная живо­пись. В стране сложилась своеобраз­ная школа фрески: росписи выпол­нялись яркими красками с чётким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны.

Замок Алькасар. IX в.

Сеговия. Испания.

Первые произведения монумен­тальной скульптуры появились в Испании в XI в. Это были украше­ния капителей, колонн, дверей. Вы­дающимся памятником романской скульптуры Испании считается «Портик Славы» (1168—1188 гг.), выполненный мастером Матео в церкви Сант-Яго де Компостелла. Здесь особенно явно ощущается влияние французской культуры.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по назва­нию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим на­зывали искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. «Упаси, Боже, любую страну от од­ной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 — 1574) показывают отношение к готике, сложившееся в эпо­ху Возрождения в Италии. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах го­тика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, по её

245

 

 

 

Готический храм.

Портал готического храма.

Система аркбутанов и контрфорсов.

246

 

 

 

расцвет приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города. Подчинявшиеся светскому или церковному правите­лю, города тем не менее обладали значительными привилегиями: органа­ми самоуправления, правом вести торговлю. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монасты­ри, университеты. Города привлекали множество людей — ремесленников, паломников, студентов. «Городской воздух делает свободным» — гласила по­говорка того времени.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (зда­ние городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ра­туша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей воз­вышалась башня — символ свободы города.

Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профес­сора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные пред­ставления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как преж­де). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz