|
В церковных
постройках Испании романского периода практически отсутствуют скульптурные
украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. В испанской культуре того
времени большую роль играла монументальная живопись. В стране сложилась
своеобразная школа фрески: росписи выполнялись яркими красками с чётким
контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Замок
Алькасар. IX в. Сеговия.
Испания. Первые
произведения монументальной скульптуры появились в Испании в XI в. Это были украшения капителей, колонн,
дверей. Выдающимся памятником романской скульптуры Испании считается «Портик
Славы» (1168—1188 гг.), выполненный мастером Матео в церкви Сант-Яго де
Компостелла. Здесь особенно явно ощущается влияние французской культуры. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО Наименование
«готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского
племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало
«варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое
не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для
современников. «Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного
рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не
заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова
итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 — 1574) показывают
отношение к готике, сложившееся в эпоху Возрождения в Италии. Подобные
представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными
веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за
европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах
готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, по её 245 Готический
храм. Портал
готического храма. Система
аркбутанов и контрфорсов. 246 расцвет
приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и
позднюю («пламенеющую») готику. В отличие
от романского периода центрами европейской религиозной, культурной,
политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города.
Подчинявшиеся светскому или церковному правителю, города тем не менее обладали
значительными привилегиями: органами самоуправления, правом вести торговлю. В
городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства,
церкви, монастыри, университеты. Города привлекали множество людей —
ремесленников, паломников, студентов. «Городской воздух делает свободным» —
гласила поговорка того времени. Центрами
общественной жизни средневекового города стали ратуша
(здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша
представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже
и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня — символ
свободы города. Соборы
должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами
выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.
Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. Строили
соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде). Сами горожане часто
являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения
соборов. |