Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Реконструкция.

263

 

 

 

Тройные аркады в Спасо-Преображенском соборе.

польного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами арка­ды — очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византий­ских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространст­ву храма зрительные единство.

Внутреннее пространство Спасо-Прсображенского собора об­ладает необычным свойством, кото­рое называют пластикой архитекту­ры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опо­ры к другой, перед глазами выстра­ивается всё сложное многообра­зие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь три­умфом света, величия и необычай­ной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту

крупных, весомых и как бы кругля­щихся объёмов.

В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Муд­рое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощу­щается в архитектуре Древней Руси.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строитель­ством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию ве­ликого князя киевского был возведён самый величественный и знамени­тый из всех русских храмов — собор Святой Софии (что значит Премуд­рости Божьей). Впрочем, это и са-

УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА

В Древнерусском государстве получила распростране­ние крестово-купольная композиция в строительстве ка­менных храмов. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от че­тырёх до двенадцати меньших куполов. Эту централь­ную «главу» поддерживал барабан со световыми ок­нами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямо­угольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между че­тырьмя главными столбами.

Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые про­странства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов называ­лись закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья и приближённые.

Схема крестово-купольного храма.

264

 

 

 

 

Киевский собор Святой Софии. XI в. Реконструкция.

мый грандиозный из всех известных в наше время соборов византий­ской художественной традиции.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, свя­занные с утверждением авторитета князя и могущества молодого госу­дарства.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz