|
Спасо-Преображенский
собор в Чернигове. XI в. Реконструкция. 263 Тройные
аркады в Спасо-Преображенском соборе. польного квадрата между боковыми
столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские
колонны. Сами аркады — очень древний архитектурный мотив, встречающийся в
византийских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают
пространству храма зрительные единство. Внутреннее пространство
Спасо-Прсображенского собора обладает необычным свойством, которое называют
пластикой архитектуры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной
опоры к другой, перед глазами выстраивается всё сложное многообразие арочных
переходов. Русская архитектура начиналась здесь триумфом света, величия и
необычайной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и,
построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы круглящихся
объёмов. В Спасо-Преображенском соборе явлено
в рукотворном творении торжество небесной власти. Мудрое и высокое наследие
Византии, может быть, нигде более так не ощущается в архитектуре Древней Руси. СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ Новый этап в истории зодчества
Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде
Киеве. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был
возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор
Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и са- УСТРОЙСТВО
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА В Древнерусском государстве получила
распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных
храмов. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло
соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту центральную
«главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных
столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание
церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на
центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Главные и прочие столбы делили храм на
нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как
правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь,
где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области
алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь
был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю
открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди:
князь, его семья и приближённые. Схема
крестово-купольного храма. 264 Киевский
собор Святой Софии. XI в. Реконструкция. мый грандиозный из всех известных в
наше время соборов византийской художественной традиции. Для архитектуры собора Святой Софии в
Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением
авторитета князя и могущества молодого государства. |