|
Огромный пятинефный собор с большими
хорами-«палатами», светлыми и широкими, имел купол с необычным взлётом в
самом центре, перед алтарём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом
фоне. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся
серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Число глав (куполов)
церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого
символического смысла. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы,
ближайшие к центральной, напоминали о четырёх евангелистах: Матфее, Марке,
Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой
описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе
горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной
апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко
вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет Её одеяния — мафория, окутывающего
Её голову и плечи, символизировал страдание. Если древние фрески едва-едва
проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из
цветного непрозрачного стекла — смальты) так же ярки, как и много веков назад.
Ими украшены главные части храма: ку- Киевский
собор Святой Софии. Макет. Киевский
собор Святой Софии. XI в. 265 Зондажи
стен Софийского собора. Купола
Софийского собора. 266 Княжеский
терем в Чернигове. XI в. Реконструкция. Борисоглебский
собор в Чернигове. XII в. 267 Боковой
неф собора Святой Софии. Саркофаг
великого князя Ярослава Мудрого. XI в. пол как символ Церкви Небесной и
алтарь — символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство:
двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, коренастые фигуры исполнены
внутренней энергии, руки с распростёртыми пальцами застыли в жесте прошения;
огромные глаза обращены к Христу. Как много света в красках мозаичных
апостольских одеяний! Они ждут причастия (греч. «евхаристия»)
— таинства соединения с Христом, обновления внутренней духовной жизни Его
Кровью и Телом, претворившимися из хлеба и вина. А в нижнем ряду мозаичных изображений,
открывающемся в проёмах предалтарной преграды, даны образы великих Отцов и Учителей
древней Церкви. СОБОР МИХАИЛА ЗЛАТОВЕРХОГО В КИЕВЕ На рубеже XI—XII вв. недалеко от храма Святой Софии был
воздвигнут собор, посвященный Архангелу Михаилу, который войдёт в историю
русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая
участь — Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествовавших
веков, взорвут в 30-е гг. XX столетия, чтобы освободить место для монумента, который
так и не будет никогда построен. Остатки мозаик и фресок перенесли на хоры
Святой Софии. Переливы множества оттенков от голубых до глубоких синих, от
зеленых до плотных жёлтых цветов, оттенённых вишнёвыми и золотыми контурами,
подчёркивают утончённую красоту сцены причастия алтаря Михайловского собора.
Плавными кажутся движения высоких фигур апостолов, обращённых друг к другу в
мудрой беседе. Под руками греческого мастера линии приобрели совершенство
грации, цвета — благородную насыщенность, а жесты — ритмическую соразмерность. |