Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Огромный пятинефный собор с большими хорами-«палатами», свет­лыми и широкими, имел купол с не­обычным взлётом в самом центре, перед алтарём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Число глав (куполов) церковного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого символиче­ского смысла. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и

двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напо­минали о четырёх евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Про­странство под сенью главного купо­ла представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горнего Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене централь­ной апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены высоко вверх в непре­станном молении. Вишнёвый цвет Её одеяния — мафория, окутываю­щего Её голову и плечи, символизи­ровал страдание.

Если древние фрески едва-едва проступают на стенах собора, то мозаики (изображения или узоры, выполненные из цветного непро­зрачного стекла — смальты) так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: ку-

Киевский собор Святой Софии. Макет.

Киевский собор Святой Софии. XI в.

265

 

 

Зондажи стен Софийского собора.

Купола Софийского собора.

266

 

 

 

Княжеский терем в Чернигове. XI в. Реконструкция.

Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.

267

 

 

Боковой неф собора Святой Софии.

Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого. XI в.

пол как символ Церкви Небесной и алтарь — символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается вели­кое таинство: двумя рядами идут к Христу апостолы, их шаг мерен, ко­ренастые фигуры исполнены внут­ренней энергии, руки с распростёр­тыми пальцами застыли в жесте прошения; огромные глаза обраще­ны к Христу. Как много света в красках мозаичных апостольских одеяний! Они ждут причастия (греч. «евхаристия») — таинства соедине­ния с Христом, обновления внутрен­ней духовной жизни Его Кровью и Телом, претворившимися из хлеба и вина. А в нижнем ряду мозаичных изображений, открывающемся в проёмах предалтарной преграды, даны образы великих Отцов и Учи­телей древней Церкви.

СОБОР МИХАИЛА ЗЛАТОВЕРХОГО В КИЕВЕ

На рубеже XI—XII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный Архангелу Ми­хаилу, который войдёт в историю русского народа под именем Злато­верхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь — Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествовавших веков, взо­рвут в 30-е гг. XX столетия, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда по­строен. Остатки мозаик и фресок пе­ренесли на хоры Святой Софии. Пе­реливы множества оттенков от голубых до глубоких синих, от зеле­ных до плотных жёлтых цветов, от­тенённых вишнёвыми и золотыми контурами, подчёркивают утончённую красоту сцены причастия алта­ря Михайловского собора. Плавны­ми кажутся движения высоких фигур апостолов, обращённых друг к дру­гу в мудрой беседе. Под руками гре­ческого мастера линии приобрели совершенство грации, цвета — бла­городную насыщенность, а жесты — ритмическую соразмерность.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz