|
Церковь
Иоанна Предтечи на Опоках (Ивана на Опоках). Церковь
Успения на Торгу. 273 Собор
Рождества Богородицы Антониева монастыря. Церковь
Параскевы Пятницы на Торгу. Общий
вид Детинца с пешеходного моста через реку Волхов. 274 Церковь Симеона Богоприимца Зверина
монастыря. Церковь
Двенадцати Апостолов на Пропастях. Церковь
Николы Белого Николо-Бельского монастыря. 1312—1313 гг. 275 конца XII столетия несколько храмов было построено
новгородскими князьями за пределами города. Последней княжеской постройкой
стал храм Спаса на Нередице, возведённый в МАЛЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДА. АРХИТЕКТУРНЫЙ
СТИЛЬ XIV—XV ВЕКОВ С ХШ в. храмовое строительство
полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся
на средства бояр, купеческих объединений и «концов» — районов Новгорода. Во
второй половине столетия в городе замерло каменное строительство. Новгород
избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и
шведов, а затем новгородцам пришлось принять на себя изрядную долю выплат
ордынской дани. В то время вся разорённая Русь была вынуждена отказаться от
сооружения каменных храмов. В крупнейших городских центрах зодчие оставались
без работы на протяжении нескольких десятилетий. Первой возобновила традицию
каменного строительства Тверь, а вскоре вслед за ней и Новгород. Уже в создаётся целый ряд храмов, считающихся
ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви
Фёдора Стратилата на Ручью ( Во второй половине ХШ — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль
храмового строительства. В этот период сооружались небольшие четырёхстолпные
одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям
зданиями. Малые размеры церквей диктовались не только тем, что для церковных
построек более не использовались средства общегородской казны. Новгород XIV—XV вв. переживал эпоху бурного расцвета,
отдельные районы этого города были богаче целых княжеств. Но каждая храмовая
постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей огромной
столицы Северной Руси. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая
собственные интересы и возможности, их соседи должны были позаботиться о себе
самостоятельно. Заказчики из числа разбогатевших
горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом
форм и оригинальностью декора. Древние мону- Церковь
Петра и Павла на Славне. Церковь
Спаса на
Ильине улице. Церковь
Фёдора Стратилата на Ручью. Софийская
звонница ( 276 ментальные храмы с их строгими
плоскостями стен, подчёркнутой простотой и геометризмом архитектурного
убранства не знали украшательства. Купеческие и боярские церкви
послемонгольской эпохи далеко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады храмовых зданий стали
покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток,
крестиками, выложенными из обтёсанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались
рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада во всю
высоту стены непременно выступали полукруглые апсиды (выступы алтарной части
храма), а сама стена завершалась полукруглыми покрытиями — закомарами. Уже при строительстве храма Николы на Липне
апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трёхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя
фигурными лопастями, напоминающими огромный лист смородины или крыжовника с
закругленными краями. Трёхлопастное покрытие, подчёркнутое декоративной аркой,
со временем превратилось в излюбленный приём новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля
храмового строительства. Киевские и новгородские храмы времён
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха возводили из камня и кирпича (плинфы).
Новгородские зодчие послемонгольской эпохи перешли к другим строительным материалам:
церковные здания выкладывались в основном из грубо обтёсанных известняковых
плит и валунов. Это при/давало стенам храмовых построек волнистую поверхность,
лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV—XV столетий создают двойственное впечатление: с
одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы,
с другой — изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре
зодчества. В Новгороде Великом помимо церковной
развивалась светская архитектура. Уже в XI в. город располагал каменной крепостью — Детинцем.
Впоследствии новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские
укрепления. В XV в. повелением властного архиепископа Евфимия II на Владычном дворе была возведена каменная
Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Однако облик
города всегда определяли церковные постройки. В XIV—XV вв. северные зодчие — новгородцы и псковичи — славились
своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца XV в. многие могущественные князья приглашали
их строить храмы в своих столицах. Церковь
Петра и Павла в Кожевниках. 277 Башня
Кокуй. Самая высокая башня Детинца. XV в. Башня
в Детинце «Часозвоня». Владимирская
башня Детинца. XV в Грановитая
палата на Владычином дворе. XV в. 278 |