Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (Ивана на Опоках). 1127 г.

Церковь Успения на Торгу. 1135 г.

273

 

 

 

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. 1117 г.

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. 1156 г.

Общий вид Детинца с пешеходного моста через реку Волхов.

274

 

 

 

Церковь Симеона Богоприимца Зверина монастыря. 1467 г.

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях. 1454 г.

Церковь Николы Белого Николо-Бельского монастыря. 1312—1313 гг.

275

 

 

 

 

конца XII столетия несколько хра­мов было построено новгородски­ми князьями за пределами города. Последней княжеской постройкой стал храм Спаса на Нередице, воз­ведённый в 1198 г.

МАЛЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДА. АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ XIV—XV ВЕКОВ

С ХШ в. храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные зда­ния возводятся на средства бояр, купеческих объединений и «кон­цов» — районов Новгорода. Во вто­рой половине столетия в городе за­мерло каменное строительство. Новгород избежал монголо-татар­ского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем новгородцам пришлось при­нять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. В то время вся ра­зорённая Русь была вынуждена отка­заться от сооружения каменных храмов. В крупнейших городских центрах зодчие оставались без рабо­ты на протяжении нескольких деся­тилетий. Первой возобновила тради­цию каменного строительства Тверь, а вскоре вслед за ней и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле

создаётся целый ряд храмов, счита­ющихся ныне замечательными тво­рениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Иль­ине улице (1374 г.); в самом начале XV в. была построена церковь Пет­ра и Павла в Кожевниках, отличаю­щаяся удивительной завершённо­стью и зрелостью архитектурных форм.

Во второй половине ХШ — сере­дине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период соору­жались небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям здани­ями. Малые размеры церквей дик­товались не только тем, что для церковных построек более не ис­пользовались средства общегород­ской казны. Новгород XIV—XV вв. переживал эпоху бурного расцвета, отдельные районы этого города были богаче целых княжеств. Но каждая храмовая постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей ог­ромной столицы Северной Руси. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собствен­ные интересы и возможности, их со­седи должны были позаботиться о себе самостоятельно.

Заказчики из числа разбогатев­ших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и ориги­нальностью декора. Древние мону-

Церковь Петра и Павла на Славне. 1367 г.

Церковь Спаса

на Ильине улице. 1374 г.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. 1360 г.

Софийская звонница (1437 г.) и часть стены Детинца со стороны реки Волхов.

276

 

 

 

ментальные храмы с их строгими плоскостями стен, подчёркнутой простотой и геометризмом архи­тектурного убранства не знали укра­шательства. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи да­леко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады хра­мовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтё­санного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада во всю высо­ту стены непременно выступали по­лукруглые апсиды (выступы алтар­ной части храма), а сама стена завершалась полукруглыми покрыти­ями — закомарами. Уже при строи­тельстве храма Николы на Липне апсиду опустили до половины высо­ты стены, а от закомар отказались в пользу трёхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминаю­щими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трёхлопастное покрытие, подчёркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюблен­ный приём новгородских зодчих и стало в XIVXV вв. истинным архи­тектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

Киевские и новгородские храмы времён Ярослава Мудрого и Влади­мира Мономаха возводили из камня и кирпича (плинфы). Новгородские зодчие послемонгольской эпохи пе­решли к другим строительным мате­риалам: церковные здания выкла­дывались в основном из грубо обтёсанных известняковых плит и валунов. Это при/давало стенам хра­мовых построек волнистую поверх­ность, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV—XV столетий создают двойственное впечатление: с одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубова­той силы, с другой — изящество де­кора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

В Новгороде Великом помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в XI в. город распо­лагал каменной крепостью — Де­тинцем. Впоследствии новгородцы неоднократно строили и перестра­ивали городские укрепления. В XV в. повелением властного архиеписко­па Евфимия II на Владычном дворе была возведена каменная Гранови­тая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Однако об­лик города всегда определяли церковные постройки.

В XIVXV вв. северные зодчие — новгородцы и псковичи — сла­вились своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца XV в. многие могущественные князья приглашали их строить храмы в своих столицах.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406 г.

277

 

 

Башня Кокуй. Самая высокая башня Детинца. XV в.

Башня в Детинце «Часозвоня». 1423 г. Часы были установлены в 1671 г.

Владимирская башня Детинца. XV в

Грановитая палата на Владычином дворе. XV в.

278

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz