Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ

Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время были глухой окраиной Киевской Руси. Первая столица — Ростов — возникла только в X в. В начале следующего столетия появился Ярославль, основание которого ле­генда связывает с Владимиром Мономахом. Осматривая свои северо-восточ­ные владения, князь остановился на ночлег в посёлке на берегу Волги. Од­нако местные волхвы (языческие жрецы) встретили гостя неприветливо и натравили на него священного медведя. Владимир в единоборстве одолел зверя и в память об этом заложил на месте поселения город, гербом кото­рого стал медведь с секирой.

Примерно тогда же Владимир Мономах основал крепость в Суздале и го­род на Клязьме, получивший его имя, — Владимир. Строительство в те го­ды, судя по остаткам построек, обнаруженных археологами, вели киевские мастера.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал сын Влади­мира Мономаха Юрий Долгорукий. Князь почти постоянно вёл междоусобные войны за киевский великокняжеский престол, а собственную землю рассматривал скорее как базу, оплот для решающего броска на столь­ный град. Своей резиденцией Юрий Долгорукий избрал пустынное место под Суздалем — Ки'декшу, где возвёл мощный укреплённый замок.

Северо-Восточная Русь в XII    XV вв.

279

 

 

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г.

ХРАМ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ

Оплывшие, но до сих пор впечатля­ющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княже­ского замка — церковь святых Бори­са и Глеба (1152 г.). По преданию, именно на этом месте полутора ве­ками раньше разбили стан князья Бо­рис и Глеб, павшие жертвой династи­ческой борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Цер­ковью святыми. Четырёхстолпная од­ноглавая церковь не похожа на изы­сканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а ска­зочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки (позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали

толщину стены. Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: «...подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие по­ищут войти, и не возмогут».

Декор (от лат. decoro — «укра­шаю») церкви, т. е. система украше­ний, необычно скромен для княже­ской постройки: он ограничивается только плоскими двухуступчатыми выступами-лопатками, которые со­ответствуют внутренним столбам, да простым пояском поребрика (высту­пающих углами камней) с аркатурой (плоскими арочками) под ним. Если присмотреться, нетрудно заметить, что их ритм постоянно сбивается: ма­стеру трудно вписаться в отведённое поле стены, и арочки то врезаются в лопатки, то не дотягиваются до них. Да и пропорции арочного пояска выглядят немного неуклюжими. Чем это объяснить — неумелостью или небрежностью? Наверное, ни тем ни другим: просто зодчий мыслил декор не как неотъемлемую составную часть архитектуры, а как дополнение, некий необязательный и, пожалуй, да­же излишний убор, дополнительно надеваемый на здание. Арочный по­ясок был для него тем же, чем и до­рогой пояс на княжеской одежде, — знаком особого достоинства владель­ца, но не более того.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz