Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Благовещенский собор (1484— 1489 гг.), домовую (семейную) церковь великого князя, строили мастера из Пскова. В XV в. псково-новгородская архитектура имела це­лый ряд черт, отличавших её от зодчества Северо-Восточной Руси. Однако мастера не стремились по­строить в Кремле собор в псковском стиле. Они применили здесь худо­жественные приёмы различных ар­хитектурных школ, существовавших на Руси, — древней владимирской и, конечно, близкой им псково-новгородской. Это должно было подчерк­нуть общерусский характер кремлёв­ской архитектуры.

Для строительства нового собора зодчие использовали высокий подклёт (т. е. нижний этаж) прежней, разобранной церкви. Основной объ­ём собора имел форму куба. С вос­тока к нему примыкали три апсиды. Ряд лёгких декоративных полуколо­нок опоясывал всё здание. Закомары имели особую, килевидную, форму. Такой же формы кокошники окру­жали центральную главу собора. Первоначально храм венчали толь­ко три главы. Тяжесть сводов несли на себе четыре столба. Изящному, нарядному внешнему виду здания соответствовало богатое убранство его небольшого внутреннего про­странства, рассчитанного только на великокняжеское семейство.

В середине XVI столетия по углам собора пристроили четыре одногла­вых придела (небольшие церкви), а число его основных глав увеличили до пяти. Эта перестройка значи­тельно изменила внешний вид хра­ма. Девять его глав, кровля, повторя­ющая сложные очертания закомар, и остроконечные верхи апсид бы­ли богато вызолочены, отчего со­бор прозвали Златоверхим.

Благовещенский собор в Кремле. Конец XV в. Летний вид.

Благовещенский собор в Кремле. Конец XV в. Зимний вид.

296

 

 

 

ЦEPKOBЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

В какой-то мере представить перво­начальный облик Благовещенского собора помогает церковь Ризположения (1484—1485 гг.) — домовая церковь митрополита, построенная теми же псковскими мастерами. Правда, она невелика и имеет толь­ко одну главу. Особую стройность ей придают высокий подклёт и обилие вертикальных линий в убранстве. Широкие лопатки делят фасады на три части, причём центральная часть шире и немного выше боко­вых. Килевидные закомары подчёр­кивают устремлённость здания вверх. По стенам тянется живопис­ный фриз из небольших колонок-балясинок (столбиков) и декоратив­ного орнамента. Особенно красивы апсиды, украшенные тонкими полуколонками и стягивающими их арочками, килевидными, как и за­комары.

Церковь Ризположения имела особый, мемориальный, характер. Прежнее её здание было построено в память об избавлении Москвы от войск татарского царевича Мазовши в 1451 г. Тот последний налёт татар на Москву и их скорое отступление пришлись на 2 июля, когда Церковь отмечала праздник Положения Честно'й Ризы Пресвятой Богородицы (связанный со спасением христиан от нашествия язычников). Такие совпадения православным людям не казались случайностью. В про­изошедшем увидели заступничество Богородицы — чудо. Летописец от­мечал тогда, что татар вдруг обуяли «страх и трепет» и они «побегоша гневом Божиим и молитвою Пречистыя Матере Его и великих чюдотворець молением и всех святых». Вос­поминания об этих событиях были особенно уместны в год освящения церкви Ризположения (1486 г.), когда великий князь Иван III задумал большой поход на Казань. В резуль­тате похода, состоявшегося в 1487 г., Казанское ханство, осколок прежде могущественной Золотой Орды,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz