|
Благовещенский
собор (1484— 1489 гг.), домовую (семейную) церковь великого князя, строили
мастера из Пскова. В XV в. псково-новгородская архитектура имела целый ряд черт, отличавших её
от зодчества Северо-Восточной Руси. Однако мастера не стремились построить в
Кремле собор в псковском стиле. Они применили здесь художественные приёмы
различных архитектурных школ, существовавших на Руси, — древней владимирской
и, конечно, близкой им псково-новгородской. Это должно было подчеркнуть
общерусский характер кремлёвской архитектуры. Для
строительства нового собора зодчие использовали высокий подклёт (т. е. нижний
этаж) прежней, разобранной церкви. Основной объём собора имел форму куба. С
востока к нему примыкали три апсиды. Ряд лёгких декоративных полуколонок
опоясывал всё здание. Закомары имели особую, килевидную, форму. Такой же формы
кокошники окружали центральную главу собора. Первоначально храм венчали только
три главы. Тяжесть сводов несли на себе четыре столба. Изящному, нарядному
внешнему виду здания соответствовало богатое убранство его небольшого
внутреннего пространства, рассчитанного только на великокняжеское семейство. В середине XVI столетия по углам собора пристроили четыре
одноглавых придела (небольшие церкви), а число его основных глав увеличили до
пяти. Эта перестройка значительно изменила внешний вид храма. Девять его
глав, кровля, повторяющая сложные очертания закомар, и остроконечные верхи
апсид были богато вызолочены, отчего собор прозвали Златоверхим. Благовещенский
собор в Кремле. Конец XV в. Летний вид. Благовещенский
собор в Кремле. Конец XV в. Зимний вид. 296 ЦEPKOBЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ В какой-то
мере представить первоначальный облик Благовещенского собора помогает церковь
Ризположения (1484—1485 гг.) — домовая церковь митрополита, построенная теми же
псковскими мастерами. Правда, она невелика и имеет только одну главу. Особую
стройность ей придают высокий подклёт и обилие вертикальных линий в убранстве.
Широкие лопатки делят фасады на три части, причём центральная часть шире и
немного выше боковых. Килевидные закомары подчёркивают устремлённость здания
вверх. По стенам тянется живописный фриз из небольших колонок-балясинок
(столбиков) и декоративного орнамента. Особенно красивы апсиды, украшенные
тонкими полуколонками и стягивающими их арочками, килевидными, как и закомары. Церковь
Ризположения имела особый, мемориальный, характер. Прежнее её здание было
построено в память об избавлении Москвы от войск татарского царевича Мазовши в |