|
вынуждено
было признать над собой власть московского государя. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ
ДBOPEЦ В конце
80-х гг. XV столетия в Кремле началось строительство дворца великого князя
московского. Возводили его принятые на великокняжескую службу итальянские
архитекторы Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин (Новый). Из-за
большого пожара, случившегося в Кремле в Государев
дворец не был единым зданием, а представлял собой множество больших и малых,
выстроенных из камня и дерева, причудливо соединённых друг с другом «палат» и
«изб». Отдельные части дворца имели различную высоту, их островерхие
четырёхскатные крыши придавали постройкам особую живописность. Стены дворца Церковь
Ризположения в Кремле. Конец XV в. 297 Старый
царский (великокняжеский) дворец в Кремле. Конец XV
— начало XVI в. Гравюра Г.-Х. Гейслера. Конец XVIII
в. Грановитая
палата в Кремле. Конец XV в. украшала
затейливая резьба. Покои великого князя и княгини, помещения для приёма
иностранных послов и переговоров с ними, залы для пиров и официальных
церемоний были убраны с подобающей роскошью. Кроме того, во дворце находились
различные подсобные помещения: кухни, амбары, кладовки. Переходы связывали все
части дворца между собой и с Благовещенским собором. Австрийский дипломат
Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в начале XVI столетия, рассказывал о государевых хоромах,
как о «весьма обширных и великолепно выстроенных». Составить
некоторое впечатление о великокняжеском дворце конца XV — начала XVI в. помогает Грановитая палата (1487—1491
гг.). Все остальные части дворца в разное время были разобраны или попали
внутрь других, более поздних построек. Грановитая
(или Большая) палата являлась тронным залом государя всея Руси, где в
торжественной обстановке русские великие князья и цари принимали иностранных
послов. Здесь же проходили важнейшие государственные мероприятия, заседали
Земские соборы, устраивались грандиозные пиры в честь побед. С южной стороны в
палату вела широкая лестница, украшенная фигурами львов. Чтобы попасть в саму
палату, нужно было подняться по этой лестнице и пройти особое помещение —
Святые сени. Площадь палаты достигала пятисот квадратных метров. Величественный
зал перекрывался четырьмя высокими крестовыми сводами, которые опирались на
единственный столб, поставленный в центре. Главный фасад здания выходил на
Соборную площадь, его украшали огранённые на четыре стороны каменные плитки
(русты), от них и произошло название палаты. АРХАНГЕЛЬСКИЙ
СОБОР В последний
год своей жизни, предчувствуя скорую кончину, Иван III поручил архитектору Алевизу Фрязину, недавно
прибывшему из Италии, построить новый Архангельский собор — семейную
усыпальницу рода великих князей (1505— 1508 гг.). Как и Аристотель Фиораванти,
Алевиз Новый познакомился с традициями русской архитектуры и в конструкции
нового храма решил следовать им. Мощный шестистолпный храм он увенчал
иятиглавием, асимметрично сдвинув его к восточной стороне здания. Однако
внешнее убранство собора, своего рода «верхнее платье» здания, архитектор
выпол- |