|
Во время
интервенции в начале XVII в. Кремль сильно пострадал. После освобождения Москвы от польских
захватчиков в Фроловская
(впоследствии Спасская) башня в Кремле. Московский
Кремль и Китай-город на гравюре XVII в. 303 В
архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались черты
западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проекта шатра были
русский зодчий Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Галовей.
Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором (1635—1636 гг.)
Фроловская башня стала памятником возрождения России после страшных лет Смуты.
В В 30-е гг. XVII столетия Важен Огурцов, Антип Константинов,
Трефил Шаругин и Ларион Ушаков пристроили к царскому дворцу «зело причудные
палаты», названные Теремным дворцом, — подлинный шедевр русской архитектуры XVII в. Основанием для дворца послужили более
ранние постройки. Отступив от их края так, что получилась широкая обходная
терраса (гульбище), зодчие возвели первые два этажа, а над ними, отступив ещё,
построили третий этаж — Верхний Теремок, высокую крышу которого со временем
вызолотили. Вместе с главами соборов она ослепительно сверкала на солнце.
Дворец, таким образом, приобрёл ступенчатый, ярусный силуэт, характерный для
архитектуры того времени. В покои дворца вела широкая лестница с изумительной
по тонкости и изяществу работы Золотой решёткой. В первом этаже дворца
располагались служебные помещения и царская «мыленка». Во втором жил царь. В
третьем, Теремке, находился большой зал для игры царских детей; в нём же
иногда собиралась Боярская дума. Внутренние помещения дворца были перекрыты
сводами и богато убраны. Его стены украшали резные наличники и порталы, пояса
орнамента, многоцветные изразцы. Ещё более нарядный вид дворцу придавали
окружавшие его лестницы и крыльца. К дворцу примыкала группа домовых церквей,
увенчанных сияющим строем золочёных глав. Весь вид дворца создавал атмосферу
праздника. Живописной
манере каменного узорочья в XVII в. отвечало и другое кремлёвское здание — Потешный
дворец (1651 —1652 гг.), который был построен как жилые палаты И. Д. Милославского.
При царе Алексее Михайловиче дворец перестроили и с Тогда же
появилось новое здание и на Соборной площади. По заказу патриарха Никона за
Успенским собором были построены новые Патриаршии палаты с пятиглавым собо- Собор
Двенадцати апостолов в Кремле. Середина XVII
в. 304 ром
Двенадцати апостолов (середина 50-х гг. XVII в.). Облик собора тяготел к архитектуре XVI в, В этом сказался вкус заказчика: патриарх
Никон не благоволил ко многим архитектурным нововведениям. К концу XVII в. в Московском Кремле существовали уже
сотни построек. Соборы и небольшие церкви, дворцы и палаты, монастыри и
частные дома образовали десятки площадей, улиц, переулков и тупиков. Славился
Кремль и многочисленными садами с фонтанами и беседками. В садах висели
клетки, в которых расхаживали и пели диковинные птицы. В XVIII—XX столетиях из-за многочисленных перестроек
Кремля столичная цитадель приобрела совершенно иной вид. Замечательный
русский историк Н. М. Карамзин назвал Московский Кремль «местом великих
исторических воспоминаний». Действительно, вступая под своды древних соборов
Кремля, любуясь великолепием его выразительной архитектуры, прогуливаясь по
Ивановской площади, нельзя не почувствовать живого прикосновения старины и не
дать волю фантазии. «Нет, — восклицал М. Ю. Лермонтов, — ни Кремля, ни его
зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно...
Надо видеть, видеть... надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..» Кремль,
или Московская крепость. Гравюра
Ф. Дюрфельда. Конец
XVIII в. |