Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Во время интервенции в начале XVII в. Кремль сильно пострадал. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 г. при­ступили к его восстановлению. В 1625 г. над Фроловской стрельницей — главным въездом в Кремль — поднялся многоярусный верх с вы­соким каменным шатром, покрытым черепицей. Башня приобрела очень нарядный вид. Её нижний четверик (часть здания, имеющая в плане форму квадрата) завершал пояс из арок с белокаменным узором. В ар­ках разместили белокаменные ста­туи (болваны), а над аркатурным поясом — башенки, пирамидки, из­ваяния диковинных животных. По углам четверика сияли на солнце зо­лочёные флюгера белокаменных пирамидок. На нижнем четверике стоял другой — двухъярусный, но меньших размеров. На нём находи­лись часы-куранты. Второй четверик переходил в восьмерик, который завершался каменной беседкой с килевидными арками. В беседке расположили  колокола курантов.

Фроловская (впоследствии Спасская) башня в Кремле.

Московский Кремль и Китай-город на гравюре XVII в.

303

 

 

 

В архитектуре нового завершения Фроловской башни сочетались чер­ты западноевропейской готики и русского узорочья. Авторами проек­та шатра были русский зодчий Бажен Огурцов и английский часовых дел мастер Христофор Галовей. Вместе с построенным на Красной площади Казанским собором (1635—1636 гг.) Фроловская башня стала памятником возрождения Рос­сии после страшных лет Смуты. В 1658 г. по указу царя Алексея Ми­хайловича Фроловскую башню пе­реименовали в Спасскую — над её воротами со стороны Красной пло­щади был написан образ Спаса (Хри­ста). Во второй половине XVII в. но­вые завершения получили и другие кремлёвские башни. Многоярусные шатры с площадками для дозорных, черепичные кровли, золочёные флюгера над ними изменили внеш­ний облик московской крепости.

В 30-е гг. XVII столетия Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шаругин и Ларион Ушаков при­строили к царскому дворцу «зело причудные палаты», названные Те­ремным дворцом, — подлинный шедевр русской архитектуры XVII в. Ос­нованием для дворца послужили бо­лее ранние постройки. Отступив от их края так, что получилась широкая обходная терраса (гульбище), зодчие возвели первые два этажа, а над ни­ми, отступив ещё, построили третий этаж — Верхний Теремок, высокую крышу которого со временем вызо­лотили. Вместе с главами соборов она ослепительно сверкала на солн­це. Дворец, таким образом, приобрёл ступенчатый, ярусный силуэт, ха­рактерный для архитектуры того времени. В покои дворца вела широ­кая лестница с изумительной по тонкости и изяществу работы Золо­той решёткой. В первом этаже двор­ца располагались служебные поме­щения и царская «мыленка». Во втором жил царь. В третьем, Терем­ке, находился большой зал для игры царских детей; в нём же иногда со­биралась Боярская дума. Внутренние помещения дворца были перекрыты сводами и богато убраны. Его стены украшали резные наличники и пор­талы, пояса орнамента, многоцвет­ные изразцы. Ещё более нарядный вид дворцу придавали окружавшие его лестницы и крыльца. К дворцу примыкала группа домовых церквей, увенчанных сияющим строем золо­чёных глав. Весь вид дворца создавал атмосферу праздника.

Живописной манере каменного узорочья в XVII в. отвечало и другое кремлёвское здание — Потешный дворец (1651 —1652 гг.), который был построен как жилые палаты И. Д. Милославского. При царе Алек­сее Михайловиче дворец перестро­или и с 1672 г. в нём устраивали те­атральные представления и другие придворные увеселения — «потехи», за что он и получил название Потеш­ный. Более сдержанный вид имело длинное, состоящее из ряда палат с высокими лестницами здание прика­зов (правительственных учрежде­ний) на Ивановской площади.

Тогда же появилось новое здание и на Соборной площади. По заказу патриарха Никона за Успенским со­бором были построены новые Патриаршии палаты с пятиглавым собо-

Собор Двенадцати апостолов в Кремле. Середина XVII в.

304

 

 

ром Двенадцати апостолов (середи­на 50-х гг. XVII в.). Облик собора тя­готел к архитектуре XVI в, В этом сказался вкус заказчика: патриарх Никон не благоволил ко многим архитектурным нововведениям.

К концу XVII в. в Московском Кремле существовали уже сотни по­строек. Соборы и небольшие церк­ви, дворцы и палаты, монастыри и частные дома образовали десятки площадей, улиц, переулков и тупи­ков. Славился Кремль и многочис­ленными садами с фонтанами и бе­седками. В садах висели клетки, в которых расхаживали и пели дико­винные птицы. В XVIII—XX столети­ях из-за многочисленных перестро­ек Кремля столичная цитадель приобрела совершенно иной вид.

Замечательный русский историк Н. М. Карамзин назвал Московский Кремль «местом великих исторических воспоминаний». Действительно, всту­пая под своды древних соборов Кремля, любуясь великолепием его выразительной архитектуры, прогуливаясь по Ивановской площади, нель­зя не почувствовать живого прикосновения старины и не дать волю фан­тазии. «Нет, — восклицал М. Ю. Лермонтов, — ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозмож­но... Надо видеть, видеть... надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и во­ображению!..»

Кремль, или Московская крепость.

Гравюра Ф. Дюрфельда.

Конец XVIII в.

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz