Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Многие особенности постройки Юрия Долгорукого — техника клад­ки из белого камня, перспективные порталы, характерная аркатура — роднят её с романской архитектурой Европы (см. раздел «Искусство сред­невековой Западной Европы»). Есть все основания считать, что строи­тельная артель, трудившаяся у суз­дальского князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать в Галиче у князя Владимира Володаревича — свата Юрия Долгорукого, мастера пе­ребрались в Суздаль. Может быть, к ним обратились случайно (просто в Киеве и других русских землях не нашлось желающих выполнить кня­жеский заказ), но эта случайность оказалась счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской земли.

280

 

 

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ

Одновременно с придворной цер­ковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основанном им го­роде Переславле-Залесском.

В Древней Руси слово «город» оз­начало в первую очередь огорожен­ное, т. е. защищённое, место. Поэтому города Юрия — это города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польско'й, Кснятин, Дмитров, Москва. Со­хранившиеся валы Переславля дости­гают в высоту шестнадцати метров.

Спасский собор поражает про­стотой и суровостью облика. Храм из-за своих пропорций (его ширина больше, чем высота) получился почти кубическим, приземистым, тяжёлым; зодчие воплотили в нём не образ Небесной Премудрости, как в Софии Киевской, а земную силу и мощь. Однако собор не восприни­мается как примитивный или гру­бый: прекрасная кладка стен из глад­ких, идеально пригнанных блоков придаёт этому творению рук чело­веческих одухотворённость, проти­вопоставляя его дикой природе.

Внутри собора толстые крестооб­разные в плане столбы несут теря­ющиеся в полумраке своды. Даже в солнечный день темно в храме кня­зя Юрия: немногочисленные узкие окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак тонкими лучами, напомина­ющими сверкающие мечи.

Отличительной чертой храма яв­ляется почти полное отсутствие де­кора. Только ровно посередине его стены опоясывает полочка-отлив (выше её стена становится более тонкой) да арочный поясок украша­ет апсиды. Могучий шлем главы на­поминает воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с его заказчиком, неутоми­мым воителем Юрием Долгоруким. Действительно, храм символически

мог истолковываться как человече­ское тело, что закрепилось в древне­русских терминах: он имел главу, шею, бровки, пояс, подошву... И да­же зубчатые треугольники-городки под главой похожи на украшение парадного шлема полководца.

Впрочем, городки появились уже при преемнике Юрия князе Андрее, которому довелось достраивать этот собор. В 1155 г. Юрий осу­ществил своё заветное желание и захватил Киев, но скоропостижно умер после богатого пира. Сердце же его сына Андрея всецело при­надлежало родному Владимиро-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богома­тери — ту, которая потом про­славилась на Руси под именем Вла­димирской. Предание гласит, что кони, вёзшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от  Владимира   и   их   не  удалось


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz