|
Теремной
дворец Московского Кремля, построенный в 1635— 1636 гг., своими размерами, пышным
великолепием декора словно бросал вызов строительным традициям предшествующего
столетия. Зодчие использовали привычный принцип сооружения деревянных хоров:
ярусно-ступенчатое чередование объёмов, живописную асимметрию пристроек,
островерхие завершения крыш. Но уже дают о себе знать элементы нового стиля —
симметрия и регулярность: фасады, равномерно расчленённые пилястрами и
оконными проёмами, создают чёткий ритм. Пышность и нарядность фасадам придавали
прежде всего наличники окон, украшенные растительным орнаментом, а также
рельефные лопатки и карнизы с изразцами. Многие белокаменные детали имели
многоцветную подкраску и эффектно смотрелись на ярко-красном фоне стен.
Архитектура Теремного дворца на несколько десятилетий опередила своё время и
оказала влияние на строительство других зданий Кремля. Уникальным
творением русского зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном
селе Коломенское, построенный в 1667— 1669 гг. Он состоял из многосрубных
хором, поставленных на подклётах (нижних этажах, имеющих хозяйственное
значение). Фасады жилых парадных помещений были богато украшены резными
наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек, кубоватых и
уступчатых крыш. Живописная композиция срубов с Каменные палаты Волкова в Москве. XVII
в. Каменные палаты на улице Пречистенке в Москве. XVII
в. 320 была высокой
и представительной. Для него построили в 1690— 1693 гг. церковь нового для Руси
типа, пришедшего с Украины. Основание её представляет собой куб (четверик). Со
всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план церкви выглядит
как цветок с четырьмя лепестками. Сверху на куб поставлен широкий
восьмигранник (восьмерик), на него ещё один поуже, с проёмами для колоколов, а
сверху третий — восьмигранное основание главы. Здание получилось высоким,
цельным, но оно не устремлялось ввысь, как копьё, нацеленное в небо, а
поднималось торжественно и плавно. Мастера не
пожалели белого камня на отделку: затейливые наличники обрамляют окна, по углам
тянутся колонки, а каждый ярус Церковь
Покрова в Филях. Конец XVII в. многочисленными
выступающими крыльцами и яркой подкраской деталей производила праздничное
впечатление. По словам иностранца Я. Рейтенфельса, дворец напоминал «только
что вынутую из футляра драгоценность». Хоромный
принцип строительства, в исторической основе которого лежал деревянный сруб,
особенно заметен в композиции каменных жилых домов, возводившихся в Москве,
Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Рязани и других городах. Богато украшенные,
похожие на дворцы дома принадлежали родовитым боярам и высшему духовенству.
Москвичи, например, хорошо знали нарядные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
( |