Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635— 1636 гг., своими размерами, пыш­ным великолепием декора словно бросал вызов строительным тради­циям предшествующего столетия. Зодчие использовали привычный принцип сооружения деревянных хоров: ярусно-ступенчатое чере­дование объёмов, живописную асимметрию пристроек, островер­хие завершения крыш. Но уже да­ют о себе знать элементы нового

стиля — симметрия и регуляр­ность: фасады, равномерно расчле­нённые пилястрами и оконными проёмами, создают чёткий ритм. Пышность и нарядность фасадам придавали прежде всего налични­ки окон, украшенные растительным орнаментом, а также рельефные лопатки и карнизы с изразцами. Многие белокаменные детали име­ли многоцветную подкраску и эф­фектно смотрелись на ярко-крас­ном фоне стен. Архитектура Теремного дворца на несколько десятилетий опередила своё время и оказала влияние на строительст­во других зданий Кремля.

Уникальным творением русско­го зодчества XVII в. был деревянный дворец в подмосковном селе Коло­менское, построенный в 1667— 1669 гг. Он состоял из многосрубных хором, поставленных на подклётах (нижних этажах, имею­щих хозяйственное значение). Фа­сады жилых парадных помещений были богато украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бо­чек, кубоватых и уступчатых крыш. Живописная композиция срубов с

Каменные палаты Волкова в Москве. XVII в.

Каменные палаты на улице Пречистенке в Москве. XVII в.

320

 

 

 

была высокой и представительной. Для него построили в 1690— 1693 гг. церковь нового для Руси типа, при­шедшего с Украины. Основание её представляет собой куб (четверик). Со всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план церкви выглядит как цветок с че­тырьмя лепестками. Сверху на куб поставлен широкий восьмигранник (восьмерик), на него ещё один по­уже, с проёмами для колоколов, а сверху третий — восьмигранное основание главы. Здание получи­лось высоким, цельным, но оно не устремлялось ввысь, как копьё, наце­ленное в небо, а поднималось тор­жественно и плавно.

Мастера не пожалели белого камня на отделку: затейливые наличники обрамляют окна, по уг­лам тянутся колонки, а каждый ярус

Церковь Покрова в Филях. Конец XVII в.

многочисленными выступающими крыльцами и яркой подкраской де­талей производила праздничное впечатление. По словам иностран­ца Я. Рейтенфельса, дворец напоми­нал «только что вынутую из футля­ра драгоценность».

Хоромный принцип строитель­ства, в исторической основе кото­рого лежал деревянный сруб, осо­бенно заметен в композиции каменных жилых домов, возводив­шихся в Москве, Пскове, Нижнем Новгороде, Ярославле, Рязани и других городах. Богато украшен­ные, похожие на дворцы дома при­надлежали родовитым боярам и высшему духовенству. Москвичи, например, хорошо знали нарядные палаты думного дьяка Аверкия Ки­риллова (1657 г.), В. В. Голицына (1689 г.), И. Б. Троекурова (XVII в.), великолепные архиерейские пала­ты Крутицкого подворья (вторая половина XVII в.). В их архитекту­ре всё больше проявляются свет­ские пристрастия заказчика и зод­чего. Примечательны в этом отношении палаты Аверкия Кирил­лова, сохранившиеся до наших дней. Сквозь позднейшие наслоения в стиле барокко явно просту­пает образ усадебного дома с за­тейливым ритмом окон, вынесен­ным вперёд красным крыльцом и разнохарактерными кровлями.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz