|
В
«небесной» зоне царит изображение Христа, ибо он, как говорится в Священном
писании, «Царь царствующих и Господь господствующих». Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках располагается в
центральном куполе Софии Киевской. Мощная полу- фигура его
заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и
Властитель мира, словно обозревает землю с небес. Медальон с изображением Христа
окружают архангелы — небесное воинство (из четырёх мозаичных фигур ныне
сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позднее маслом). В барабане
центрального купола собора изображены
апостолы — ученики Христа. На
столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырёх евангелистов —
главных авторов Нового завета, которых
именовали также «столпами евангельского учения». По
церковным канонам (правилам) в небесной иерархии второе место после
Христа занимает Богоматерь. Её образ
символизирует Церковь земную. Это
заступница всех людей перед грозным
ликом Господним. Одиноко стоящая фигура Богоматери Оранты
(от лат. orans — «молящаяся»), с поднятыми в молитвенном
обращении к Спасителю руками, помещена в апсиде Христос
Вседержитель. Мозаика в главном куполе собора Святой Софии. Фрагмент. XI
в. 325 Богоматерь
Оранта. Мозаика в апсиде собора Святой Софии. XI
в. Софии
Киевской. Монументальность фигуры, высота которой достигает пяти метров, и
огромная внутренняя сила образа побудили современников назвать киевскую Оранту
Нерушимой Стеной. По византийской
системе росписи рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса
Христа в виде отдельных последовательно идущих сцен занимает бо'ль- Богоматерь
Оранта. Мозаика в апсиде собора Святой Софии. Фрагмент. XI
в. ФРЕСКИ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ В храме
Святой Софии в Киеве, в одной из апсид, располагается фреска, повествующая об
истории жизни Богоматери. Изображены благочестивые бездетные Иоаким и Анна,
которые обратились к Богу с молитвой о рождении дитя. Их дочь Марию в
трёхлетнем возрасте ввели в Иерусалимский храм, откуда Её взял в свой дом
старец Иосиф. Однажды Мария услышала голос у колодца, а после увидела ангела,
который принёс благую весть о том, что Она родит от Духа Святого, — Церковь
называет это событие Благовещением. Высоко вверху, на столбах, находится
изображение ангела в белоснежных одеяниях, стремящегося к Марии, изображённой
по другую сторону главной арки. С этого мгновения в истории человечества
начинается история Христа. Повествующие о ней фрески плохо сохранились: позже
на них были нанесены другие росписи. И только в XIX в. первоначальные фрески были отреставрированы. Среди
фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного,
светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя
киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок — охота на медведя,
выступления скоморохов и акробатов. 326 шую часть
стен храма. В нижней части стен и столбов располагаются многочисленные
изображения святых воинов и Отцев Церкви, мучеников и праведников. Они
находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы
вместе со всеми возносят молитвы к Богу. Для внимательного зрителя все сцены
и композиции ансамбля складываются в стройный рассказ о событиях Священной
истории в ярких, красочных образах. |