Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В «небесной» зоне царит изо­бражение Христа, ибо он, как гово­рится в Священном писании, «Царь царствующих и Господь господству­ющих». Христос Вседержитель (греч. Пантократор) с Евангелием в руках располагается в центральном купо­ле Софии Киевской. Мощная полу-

фигура его заключена в медальон (круглое обрамление). Суровый Пантократор, Создатель и Властитель мира, словно обозревает землю с не­бес. Медальон с изображением Хри­ста окружают архангелы — небесное воинство (из четырёх мозаичных фигур ныне сохранилась лишь одна, три другие написаны гораздо позд­нее маслом).

В барабане центрального купола собора изображены  апостолы  — ученики Христа. На столбах, поддер­живающих купол, представлены фи­гуры четырёх евангелистов — глав­ных авторов  Нового завета, которых именовали также «столпами евангельского учения».

По церковным ка­нонам  (правилам)  в небесной иерархии второе место после Христа  занимает Богоматерь. Её об­раз символизирует Церковь  земную. Это заступница всех людей перед гроз­ным  ликом  Гос­подним.  Одиноко стоящая фигура Бого­матери  Оранты   (от лат. orans — «молящая­ся»), с поднятыми в молит­венном обращении к Спаси­телю руками, помещена в апсиде

Христос Вседержитель. Мозаика в главном куполе собора Святой Софии. Фрагмент. XI в.

325

 

 

Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде собора Святой Софии. XI в.

Софии Киевской. Монументальность фигуры, высота которой достигает пяти метров, и огромная внутренняя сила образа побудили современни­ков назвать киевскую Оранту Неру­шимой Стеной.

По византийской системе роспи­си рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса Хри­ста в виде отдельных последова­тельно идущих сцен занимает бо'ль-

Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде собора Святой Софии. Фрагмент. XI в.

ФРЕСКИ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ

В храме Святой Софии в Киеве, в од­ной из апсид, располагается фреска, повествующая об истории жизни Бого­матери. Изображены благочестивые бездетные Иоаким и Анна, которые об­ратились к Богу с молитвой о рождении дитя. Их дочь Марию в трёхлетнем воз­расте ввели в Иерусалимский храм, от­куда Её взял в свой дом старец Иосиф. Однажды Мария услышала голос у ко­лодца, а после увидела ангела, который принёс благую весть о том, что Она ро­дит от Духа Святого, — Церковь назы­вает это событие Благовещением. Вы­соко вверху, на столбах, находится изображение ангела в белоснежных одеяниях, стремящегося к Марии, изо­бражённой по другую сторону главной арки. С этого мгновения в истории че­ловечества начинается история Христа. Повествующие о ней фрески плохо со­хранились: позже на них были нанесе­ны другие росписи. И только в XIX в. первоначальные фрески были отрес­таврированы.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Яросла­ва Мудрого и несколько бытовых сце­нок — охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

326

 

 

шую часть стен храма. В нижней ча­сти стен и столбов располагаются многочисленные изображения свя­тых воинов и Отцев Церкви, муче­ников и праведников. Они находят­ся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молит­вы к Богу. Для внимательного зрите­ля все сцены и композиции ансамб­ля складываются в стройный рассказ о событиях Священной истории в ярких, красочных образах.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz