Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Фрески древней Киевской эпохи отличаются строгостью следования принципам византийской системы росписи и торжественной монументальностью.

ВЛАДИМИР

Процветавшие киевские земли по­степенно пришли в упадок от княже­ских междоусобиц и набегов кочев­ников. Во время княжения Андрея Боголюбского (1157—1174 гг.) и Всеволода Большое Гнездо (1176— 1212 гг.) новым центром политиче­ской и культурной жизни русских земель стал Владимир.

Всеволод провёл свою юность в Константинополе, где полюбил ви­зантийскую культуру и искусство. Один из его сыновей, Константин, хорошо знал древнегреческий язык, а другой, Михаил, основал библио­теку, в которой было собрано око­ло тысячи греческих рукописей.

Собор Святого Дмитрия (1195 г.) во Владимире украшали фресками приглашённые из Константинопо­ля греческие мастера. До наших дней дошли только два фрагмента росписей — «Страшный суд» и «Рай». Композиция фрески «Страш­ный суд» основывается на тексте за­ключительной книги Нового завета — «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсиса». На большом своде изображены двенадцать апо­столов, сидящих на тронах с высо­кими спинками. Позади них стоят ангелы, которые также присутству­ют в Страшном суде.

Со времён Софии Киевской принципы монументальной живо­писи существенно изменились. На владимирских фресках апостолы — это не массивные фигуры киевско­го храма с их устремлённым прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом широко открытых глаз. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, по­добно античным философам, веду­щим тихую учёную беседу. Их лица очень индивидуальны, «портреты». В руках апостолы держат раскрытые Евангелия — это знак, указывающий на начало Страшного суда.

Красочная палитра владимир­ских фресок разнообразна и богата цветовыми сочетаниями: здесь боль­ше всего золотисто-коричневых то­нов, их дополняют желтовато-зелё­ные, голубые, лиловые, светло-синие и красно-коричневые. Судя по точ­ному рисунку фресок и их совер­шенному живописному исполне­нию, автор фресок — талантливый и опытный художник. Лики святых объёмны, переходы от тени к свету плавны. Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, грече­скому мастеру помогали в работе русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было луч­шей школой.

Мастера-монументалисты работали, как правило, артелями — группами из двух—шести человек. В артель обычно входили главный мастер и его ученики. Артели могли странствовать, заходя иногда и в другие земли. Однако ча­ше всего при княжеских дворах или крупных монастырях возникали живо­писные мастерские. Заказы на роспи­си церквей делались относительно ред­ко, тем более что такие работы велись преимущественно в тёплое время года. С наступлением холодов те же масте­ра занимались иконописью или украше­нием книг миниатюрами.

327

 

 

Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Мирожского монастыря.

Середина XII в. Псков.

328-329

 

 

НОВГОРОД

В середине XII в. Новгородская рес­публика стала независимым госу­дарством. Новгородцы избежали всеобщего разорения, которому подверглись русские земли в годы монголо-татарского нашествия. На фоне всеобщей катастрофы Новго­род не только сумел уцелеть, но и приумножил свои богатства. Город был разделён на пятнадцать «кон­цов» — районов, которые, как и от­дельные улицы, соперничали между собой в строительстве так называе­мых «кончанских» и «уличанских» церквей и украшении их фресками. Известно, что с X в. по 1240 г. в Нов­городе было построено сто двадцать пять церквей. По особому приглаше­нию в Новгород прибыл Феофан Грек (около 1340 — около 1410) —


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz