|
Суровый,
аскетический дух фрескового ансамбля подчёркивают сдержанные цвета:
бледно-фиолетовые, светло-жёлтые и серо-зелёные тона подчинены драматическому
красно-коричневому тону. Исихастские
идеи и живописная манера Феофана Грека имели немало сторонников и почитателей
в среде его учеников и новгородских мастеров. Об этом свидетельствуют фресковые
росписи новгородских церквей Успения на Волотовом поле (около Святые
великомученицы Екатерина и Христина. Фреска.
XII в. Литография
В. А. Прохорова. XIX в. Церковь
Спаса в Нередицах близ Новгорода Великого. Феофан
Грек. Руки
столпника. Фреска. Фрагмент. 331 Феофан
Грек. Святитель
Анфим Никомидийский. Фреска
на арке дьяконника в церкви Спаса Преображения. XIV
в. Новгород
Великий. 332 Феофан
Грек. Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник. Фреска северной стены в
камере на хорах в церкви Спаса Преображения (левая сторона фрески). XIV
в. Новгород Великий. Феофан
Грек. Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник. Фреска северной стены в
камере на хорах в церкви Спаса Преображения (правая сторона фрески). XIV
в. Новгород Великий. Фрески
в церкви Святого Феодора Стратилата. XIV в. Литография В. А. Прохорова. XIX
в. Новгород
Великий. 333 Феофан
Грек. Архангел
Михаил. Фреска
в куполе церкви Спаса Преображения. XIV в. Новгород
Великий. 334 Архангел
Уриил. Фреска в куполе церкви Федора Стратилата. XIV
в. Новгород Великий. Феофан
Грек. Ветхозаветная
Троица. Фреска на восточной стене в камере на хорах в церкви Спаса
Преображения. XIV в. Новгород Великий. МОСКОВСКОЕ
ГОСУДАРСТВО Объединение
русских земель вокруг Москвы открыло новую эпоху в русской истории: в столице
сосредоточилась высшая политическая и церковная власть. А на Востоке под
натиском турецких завоевателей медленно угасала Византия, увлекая за собой
балканские православные страны — Сербию, Македонию, Болгарию. Теперь все
надежды и чаяния православных христиан были связаны с возвышением Москвы и
укреплением русской государственности. Сплав византийского и славянского
наследия образовал ядро русской национальной культуры. Монументальная живопись
Московской Руси, опираясь на византийские и владимиро-суздальские традиции,
пережила необыкновенный взлет в
творчестве самых крупных мастеров эпохи — Андрея Рублёва (около 1360—1430) и
Дионисия (около 1440 — около 1505). Летописные
данные о жизни и творчестве Андрея Рублёва весьма лаконичны: неизвестны ни
точная дата, ни место рождения, ни подробная биография художника. По одной из
версий, прозвище Андрея связано с деревней Рублёво, которая находилась на
Москве-реке недалеко от столицы. По другой — его творческий путь начинался в
тверском городе Старице. Предполагают также, что до сорока лет Рублёв, ещё
мирской живописец, работал в мастерской великокняжеского двора. Позднее он
стал монахом Троицкой обители, а затем и Спасо-Андроникова монастыря в Москве,
где и был похоронен. |