|
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (около 1360 — около 1430) О жизни
Андрея Рублёва известно очень немного. Предполагают, что он родился около Все
сохранившиеся известия о Рублёве связывают его имя с Москвой или с выполнением
московских заказов, что находит подтверждение в местонахождении уцелевших
произведений мастера и его ближайших учеников. Поэтому в науке
давно уже сложилось мнение о великом живописце как об исконно московском
художнике. Но если признать, что Рублёв принимал участие в создании
Благовещенского иконостаса (а иконостас этот не московского происхождения), то
данное убеждение будет поставлено под сомнение. Если же прибавить, что
немногочисленные дошедшие до нас памятники дорублёвской московской живописи не
обнаруживают родства с произведениями художника, то эти сомнения ещё более
усилятся и в конце концов заставят предположить, что жизнь Рублёва складывалась
как-то иначе. Мастер он, по-видимому, не московский и в столице великого
княжения появился где-то между 1399 и 1405 it. Уточнить место его рождения и начало
творческой биографии пока не представляется возможным. Он мог приехать со
старцем Прохором из поволжского Городца, мог быть тверичем, ростовцем,
вологжанином или уроженцем какой-либо окраины московской земли. В Москву Рублёв
прибыл скорее всего уже зрелым и признанным мастером, искусство которого
впитало в себя традиции разнообразных художественных школ (и прежде всего
среднерусских). Если всё это так, то единственная сохранившаяся работа
домосковского периода, принадлежащая кисти гениального иконописца, - левая
часть икон праздничного ряда современного Благовещенского иконостаса. В них
Рублёв уже заявляет о себе как необычайно яркая и одарённая творческая
личность. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать
поэтическим. Словно цветовые волны пробегают по праздничному ряду, когда
взгляд охватывает его целиком. В «Благовещении» преобладают зелёные и
коричневые тона, в «Рождестве Христовом» и «Сретении» — коричневые и красные.
Самые красивые иконы ряда — «Крещение» и «Преображение» — окрашены как бы
зеленоватой дымкой. В «Воскрешении Лазаря» вновь, но более ярко и Андрей
Рублёв. Благовещение.
XV в. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. 359 Андрей
Рублёв. Вознесение.
Икона. XV в. 360 Андрей
Рублёв. Преображение.
Икона. Начало XV в. Музеи
Кремля, Москва. Григорий
Палама. Икона. 70—80-е гг. XIV в. Музей изобразительных
искусств, Москва. напряжённо
вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно. Во «Входе в
Иерусалим» цветовая гамма становится более просветлённой и успокоенной. Выдающимся
произведением искусства, несомненно, является «Преображение». Мастер
истолковывает здесь тему Фаворского света в духе учения исихастов (от греч. «исихия» — «внутреннее спокойствие», «безмолвие»;
последователи мистического течения в Византии), но предлагает её очень
индивидуальное художественное воплощение. |