|
Согласно
надписи, сохранившейся в храме, Дионисий работал вместе с сыновьями Феодосией
и Владимиром. Учёные установили, что основная часть фресок выполнена в
предельно короткий срок — за тридцать четыре дня (с 6 августа по 8 сентября Творчество
Дионисия, в котором ещё ясно слышны отголоски высокоодухотворённого
поэтического искусства Андрея Рублёва, обладало и новыми чертами. Отойдя от
византийской традиции, основой которой было античное искусство, мастер существенно
изменил важнейшие изобразительные принципы. Фигуры святых на его фресках уже
не уподоблялись монументальным статуям, их пропорции удлинились. Утратив
объём, став как бы бестелесными, изящные фигуры вопреки законам тяготения
словно парят в пространстве, подчиняясь плавному музыкальному ритму композиций.
Их длинные, богато украшенные одеяния изображены плоскостно, как цветовые
пятна. И это ещё больше КРАСКИ ДИОНИСИЯ Существует
легенда о том, что художник сам изготовлял свои краски. Он якобы растирал
разноцветную гальку, собранную на берегах Бородавского озера, возле которого
расположен монастырь. Легенда возникла, видимо, потому, что холодная красочная
палитра фресок Ферапонтова монастыря — нежно-голубые, зелёные, бирюзовые и
розовые тона в сочетании с золотисто-охристыми оттенками — необыкновенно
созвучна молчаливой и скромной красоте северного пейзажа. В цветовой гамме
росписей словно отразилась игра воды на закате солнца. В действительности же,
как установили реставраторы, все краски Дионисия были привозными и, более
того, сложносоставными. Например, замечательного разнообразия зелёных оттенков
на фресках мастер добивался, не используя зелёный пигмент, а только смешивая и
накладывая одну краску на другую. Владение тонкими приёмами фрескового письма,
совершенство живописного исполнения позволяют поставить работы Дионисия в один
ряд с работами крупнейших, современных ему мастеров западноевропейской
живописи. 338 подчеркивает
декоративную нарядность росписей. В персонажах и событиях отсутствует
материальное, обыденное. Перед изумлённым зрителем совершается чудо: словно приоткрываются
двери в небесный, райский мир, исполненный Божественной гармонии, где грубая
материя преображается и очищается от всего плотского, мирского. Фрески
в церкви Рождества Христова в Ярославле. XVII
в. Создавая
свой последний фресковый ансамбль, Дионисий остался верен основным принципам
монументальной живописи. Естественно, фресковые росписи церквей будут
создаваться и в последующие времена, но сюжеты их усложнятся, повествовательное
начало и декоративность усилятся. Всё это приведёт к тому, что композиция
фресок станет раздробленной, монументальность утратится, а органическая связь
живописи с архитектурой нарушится. Русские фрески XVII столетия по художественной ценности будут
значительно уступать фрескам раннего Средневековья. |