Предыдущая Следующая
Однако
московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем
использовали полюбившийся шатёр только для завершения колоколен.
Шатровое
зодчество XVI — XVII вв. — уникальное направление русской архитектуры, которому нет аналогов в
искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства —
неповторимый вклад России в мировую культуру.
Церковь
Рождества Богородицы в Путинках. Середина XVII
в.
Церковь
Ильи Пророка. 1647—1650 гг.
Шатровая
колокольня в Коровниках под Ярославлем. Конец XVII
в.
Благовещенский
собор в Муроме. XVI—XVII вв.
309
СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Покровский
собор на Красной площади (1555—1561 гг.) — знаменитый памятник средневекового
русского зодчества. В народе его называют храмом Василия Блаженного — по имени
известного московского юродивого, погребённого в 1552 г. у стен Троицкой
церкви, которая первоначально стояла на месте собора. В 80-х гг. была
сооружена пристройка, которую посвятили Василию Блаженному. В сознании
миллионов людей этот храм не просто архитектурный памятник, а символ целого
периода русской истории. Его построили по указу Ивана Грозного, в нём служили
патриархи московские, ему дивились приезжавшие в далёкую Московию европейские
купцы и дипломаты. Московское государство XVI—XVII вв. — вот эпоха, с которой неразрывно связан храм
Василия Блаженного. Но помимо этого Покровский собор воспринимается и как
величайшее достижение русской архитектуры, отражение самых ярких и самобытных
черт национального гения.
Идея
постройки каменного многопридельного храма (придел — пристройка к церкви, в
которой может происходить богослужение) в память взятия Казани в 1552 г. родилась не сразу.
Сначала только одна каменная церковь была окружена семью деревянными
придельными церквами. Названия некоторых приделов по традиции были связаны с
обстоятельствами жизни самого царя, а другие — посвящены церковным праздникам
в честь святых, совпавшим с днями важнейших побед над татарским войском во
время похода на Казань. Однако быстро возведённые деревянные приделы не
удовлетворили царя Ивана IV, и он спустя два года пригласил талантливых русских
мастеров Барму и Постника Яковлева (по одной из гипотез, это одно и то же лицо
— Иван Яковлевич Барма) и «повеле им здати церкви каменны заветныя восемь
престолов, мастеры Божьим промыслом основаша девять приделов, не яко же
повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания».
Установленное зодчими число церквей-приделов позволило создать симметричную,
упорядоченную композицию, которая гармонично вписалась в свободное пространство
Красной площади.
Многопридельность
в русских храмах была известна и ранее, однако лишь в Покровском соборе впервые
произошло сознательное соединение группы отдельных храмов в одном сооружении.
Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Вокруг
центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сторонам света
расположены четыре больших храма, а по диагоналям — четыре малых. Башнеобразные
объёмы начинаются от самой земли и воспринимаются как отдельные церкви. Вместе
с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается
художественным единством и высокой динамичностью. Предыдущая Следующая
|