Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ярославль в то время по количест­ву жителей и производимым товарам находился на втором месте после Москвы. По Волге шёл путь из вос­точных стран на север. Персидские купцы везли роскошные ткани, дра­гоценные камни, жемчуг; с ними со­перничали индийцы, основавшие своё поселение в Астрахани. С вос­точными купцами торговали пушни­ной ярославцы братья Скрипины. Нажив на этой торговле огромный капитал, они стали едва ли не бога­че царя. Когда у Михаила Фёдорови­ча возникала нужда в деньгах, он об­ращался к Скрипиным, которые стали как бы царскими банкирами. А в благодарность за предоставленные ссуды царь подарил братьям чудо­творную реликвию — часть ризы (одежды) Христовой.

Фрагменты декора купеческих церквей Ярославля. XVII в.

315

 

 

Церковь Рождества Христова в Ярославле.

Церковь Николы Мокрого в Ярославле. 1665—1672 гг.

Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле. 1673 г.

Деталь декора церкви Ильи Пророка в Ярославле. Середина XVII в.

По преданию, риза Христа доста­лась воинам, распявшим Иисуса. Один воин был родом из Грузии; ту­да и попала драгоценная святыня. В 1625 г. Грузию захватил иранский шах, который отослал ризу царю Михаилу Романову. Её торжествен­но положили в Успенском соборе Московского Кремля и установили по этому поводу новый церковный праздник. Можно себе представить гордость Скрипиных, получивших часть одной из самых главных свя­тынь христианства! Братья решили выразить свою благодарность Богу, построив большой храм. Ярославцам не нравились маленькие изу­крашенные церкви московского узорочья: они ценили величествен­ность, крупный масштаб и строили свои храмы по образцу городских соборов. Шестистолпные, пятигла­вые ярославские церкви принадле­жат к так называемому соборному типу. Церковь Ильи Пророка в Яро­славле (1647—1650 гг.) мало уступа­ет по размерам соборам Московско­го Кремля. А возвели её не на площади и даже не на улице, а все­го-навсего на скрипинском дворе среди жилья и кладовых, так же как московскую церковь Троицы — на дворе Никитниковых.

К основному зданию часто при­мыкали приделы. В Ильинской церк­ви их три, не считая внутреннего: два примыкают к северной и южной стенам церкви, третий же вынесен далеко вперёд от основного храма и связан с ним длинной галереей. Два первых придела представляют собой одноглавые маленькие храмы, увен­чанные высокими горками кокош­ников. Они в уменьшенном варианте повторяют главное здание, подчёр­кивая его величину. Третий придел совсем не похож на них, поскольку завершён высоким и стройным шат­ром, вторящим шатру колокольни. В отличие от колокольни в шатре при­дела нет окон: он глухой, т. е. чисто декоративный. Его поставили над приделом для того, чтобы выделить этот маленький храм из остальных частей постройки — ведь именно в нём хранился кусочек ризы, при­сланный из Москвы. Придел посвя­щался празднику Положения Ризы Христовой в Успенском соборе, а служили в нём только раз в год — в день этого праздника. Таким обра­зом, придел был не столько храмом, сколько памятником — подобно то­му как церковь Вознесения в Коло­менском была памятником, посвя­щенным рождению Ивана Грозного, а собор Покрова на Красной площа­ди — памятником в честь взятия Ка­зани в 1552 г.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz