|
356 ФЕОФАН ГРЕК (около
1340 — около 1410) Когда в
90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в
искусствоведении его обычно называют Греком), здесь уже сложились новые
животворные традиции, что позволило ведущим столичным мастерам избежать
подражания заморскому изографу. Местные живописцы благодаря Феофану получили
возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового
мастера-ремесленника, а гения, для которого, казалось, не было ничего невозможного.
Впрочем, нельзя забывать, что Феофан Грек к этому времени уже около двух
десятилетий (если не больше) прожил на Руси, ставшей для него второй родиной.
Он прибыл в Новгород Великий или с греческой депутацией, или с русским
купеческим караваном ещё в давние времена московско-тверских распрей. А
позднее пересёк Русь с запада на восток и трудился в Нижнем Новгороде, а может
быть, и в каких-то других городах. За это время он должен был, вероятно,
впитать в своё творчество образы и идеи новой художественной культуры, которую
имел возможность изучить во всей её разнокрасочности. Однако это только
облегчало контакты и делало их особенно плодотворными. Феофан
воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной
фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV — начала XV в. К сожалению, иконы, достоверно созданные
самим Феофаном или его учениками, неизвестны, хотя ему приписывалось (и
приписывается до сих пор) немало первоклассных произведений. Например,
монументальный образ Петра и Павла, «Преображение» из Спасского собора в Переславле-Залесском,
«Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте из Успенского собора в Коломне. Иконостас
Благовещенского собора Московского Кремля (точнее, деисусный чин) до
последнего времени считался самым достоверным произведением Феофана Грека в Москве.
Однако сейчас эта точка зрения оспаривается. Сомнительно, что изначально
иконостас принадлежал Благовещенскому собору, расписанному в Феофан
Грек. Богоматерь
Донская. Икона. XIV в. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. 357 РУССКИЙ ВЫСОКИЙ ИКОНОСТАС Алтарная
часть русских храмов до XIV в., по-видимому, отделялась от помещения
для молящихся низкой деревянной или каменной преградой, украшенной помимо
стоявших внизу образов Христа и Богоматери и различных местных святынь
одним-двумя рядами икон: поясным, обычно семифигурным деисусным чином и
изображениями двенадцати главных христианских праздников. Алтарь с его
настенной живописью оставался при этом открытым взору молящегося. Новый
иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей
Рублёв и их помощники, представлял собой высокую непроницаемую стену, отделявшую
восточную часть церкви от центральной. Сами иконы претерпели при этом
значительные изменения. Во-первых, они существенно увеличились в размерах, и
повлияла на это новая иконография деисусного чина, вызвавшая коренную ломку
его пропорций. Высота деисусных икон в иконостасе Благовещенского собора
превысила два метра. Во-вторых, постепенно стало увеличиваться число рядов. К
деисусному и праздничному рядам прибавился пророческий чин — ряд икон с
изображениями библейских пророков. Наконец, увеличилось и количество икон,
формировавших каждый ряд. Так на протяжении второй половины XIV — начала XV в. сложился высокий иконостас с его особой
иконографией и композицией, с его многообразной и сложной символикой,
актуальным мировоззренческим содержанием. Это было явление в целом национально
русское, рождённое потребностями развития русской культуры. «Стоячий деисус»
благовещенского типа уже вмещал в себя тот оригинальный идейный и духовный
контекст, который отличал древнерусские чины от византийских и южнославянских.
В последних Христу помимо Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов предстояли
апостолы. В Благовещенском иконостасе за апостолами Петром и Павлом выросли
фигуры Отцев Церкви — Василия Великого, Иоанна Златоуста, а также мучеников
Георгия и Дмитрия, написанные русскими мастерами. В иконостасе начала звучать
идея всеобщего предстояния Вседержителю, идея Вселенской Церкви, включавшей в
число своих членов и молившихся в храме людей. |