|
Самым
важным нововведением в общий замысел деисуса благовещенского типа (т. е. в
рост) явилось изменение иконографии его центрального персонажа. На смену
Христу, облачённому в вишнёвый хитон с золотым клавом и синий или зеленоватый
гиматий, пришёл образ, который в литературе принято называть «Спасом в силах».
Это изображение Христа как Вседержителя и Судьи на будущем всеобщем суде и Царя
Небесного Иерусалима. Благодаря особенностям художественного решения образ
«Спаса в силах» сразу приковывал к себе внимание зрителя. Во всю длину и ширину
иконного поля художник писал наложенные друг на друга ромб и четырёхугольник
интенсивного красного цвета (символы «славы» Спаса, «славы» Троицы),
пересечённые тёмным сине-зелёным овалом с «небесными силами». На этом ярком
фоне в «силе» и «славе» восседал Христос в блистающих золотым ассистом (золотая или охристая штриховка одежд, символизирующая
свечение) одеждах на троне, который едва просматривался через красно-синюю или
красно-зелёную завесу. другого
города при Иване Грозном. Возможно, памятник происходит из
Михайло-Архангельского собора в Старице. Однако это тоже лишь одна из гипотез,
нуждающаяся в проверке. Деисус
Благовещенского собора независимо от того, кто руководил его созданием, —
важное явление в истории древнерусского искусства. Это первый дошедший до
нашего времени деисус, в котором фигуры святых изображены не по пояс, а во весь
рост. С него начинается реальная история так называемого русского
высокого иконостаса. Деисусный
чин иконостаса Благовещенского собора представляет собой блестящий образец
живописного искусства. Особенно замечательна красочная гамма, которая
достигается сочетанием глубоких, насыщенных, богатых оттенками цветов.
Изощрённый и неистощимо изобретательный колорист, ведущий мастер деисуса
дерзает даже на тональные сопоставления внутри одного цвета, окрашивая, например,
тёмно-синим одежды Богоматери и более открытым высветленным тоном — Её чепец.
Густые плотные краски художника изысканно сдержанны, чуть глуховаты даже в
светлой части спектра. Потому так эффектны,
например, неожиданные яркие удары красного на обрезе книги и сапожках
Богоматери. Необыкновенно выразительна сама манера письма — широкая,
свободная и безошибочно точная. Первые семь
икон праздничного ряда, а также икона Георгия в деисусе традиционно связывались
с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублёва. Однако неясная
история этого иконного комплекса позволяет современным исследователям
оспаривать участие Рублёва в его создании. По-видимому, категорически
настаивать на любом решении вопроса пока невозможно. Тем не менее ясно одно:
если бы даже Андрей Рублёв не касался своей кистью благовещенских икон,
последние так или иначе характеризуют ту реальную, художест- 358 Феофан
Грек. Богоматерь
из деисусного чина. Икона.
Начало XV в. венную и
духовную среду, в которой происходили творческое созревание и развитие
гениального русского мастера, и восходят к его композиционным образцам. |