|
Рублёв не
изображает ослепительные световые полосы и длинные лучи, но вся икона светится
как бы изнутри мягким серебристым свечением. Контуры одежд и голов пророков,
смыкаясь с верхним сегментом круглой «славы» Христа, образуют дугу,
обращённую концами вниз. Возникает образ круга. Одновременно верхняя группа фигур оказывается
связанной с нижней, «распластавшейся» у кромки композиции, словно невидимым
силовым полем. Христос и пророки как будто парят в самом верху иконы. У
Рублёва экспрессия жестов персонажей настолько сдержанна, что превращается в
характеристику их внутреннего состояния. Апостолы на иконе не испуганы божественным
сиянием, ибо уже созерцают фаворский свет мысленными очами. Вскоре
после *Фаворский
свет — свет, который исходил от Христа, когда он явился своим ученикам
преображённым в сиянии божественного могущества «славы» на горе Фавор. 361 Андрей
Рублёв. Апостол
Павел. Икона. XV в. 362 Существует
предположение, что в деисусный чин этого памятника художники ввели изображения
русских святителей митрополита Петра и Леонтия Ростовского. «Сопредстояние»
новых московских и старых владимирских святых в этом случае выразило бы в
живописи ту идею наследования Москвой прав и традиций «старого Владимира», которая
стала центральной идеей того времени и была отражением в сознании
современников процесса объединения русских земель. Подлинным шедевром во
Владимирском иконостасе считается икона «Апостол Павел» из деисусного чина.
Вдохновенный глашатай истины, закутанный в необычный зелёный гиматий, изображён
в лёгком движении, сжимающим в руках Евангелие и с выражением глубокого
раздумья на лице. Вытянутые, удлинённые пропорции сообщают громадной
трёхметровой фигуре преувеличенную стройность и как бы невесомость. Такую
икону можно приписать только самому Рублёву. Ещё больше оснований для
подобного вывода даёт местный образ «Богоматери Владимирской», очарование
которого в безошибочно найденном соотношении фигуры Богоматери и иконного поля,
цельности силуэта, красоте воплощённого художником нежного материнского
чувства. Однако всё
же самые выдающиеся произведения мастера связаны с другим городом. В |