|
Его
иконография продиктована уже новым временем. Спаситель
на звенигородской иконе Рублёва являлся не в пугающе ослепительном сиянии славы,
а в облике «совершенного человека», в скромных одеждах евангельского Иисуса —
Учителя и Проповедника. Несмотря на крайнюю фрагментарность сохранившейся
живописи (лик и небольшая часть торса), это произведение очаровывает необыкновенной
внутренней красотой образа, рождённого чистой душой художника. Фигура Спаса
дана в плавном, почти незаметном движении. Его торс несколько развёрнут
вправо. Виден лёгкий изгиб шеи, лицо Христа изображено почти фронтально.
Тяжёлая шапка волос справа вторит развороту корпуса, что делает поворот головы
едва ощутимым. А чтобы чудесные, внимательные и чуть грустные глаза Спасителя
взглянули прямо на зрителя, иконописец слегка сдвигает вправо зрачки. Во всём
здесь присутствует какой-то минимум движения, нечто неуловимое, что отличает
создание Рублёва от многочисленных «Спасов», населявших древнерусские церкви и
жилища. Звенигородский «Спас», с его мягкими, непреувеличенными чертами,
воплощает типично русские представления о внешней и внутренней красоте человека.
Этот образ — одно из высших достижений художественного гения Андрея Рублёва. «Троица» —
самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублёва и самое прекрасное
творение древнерусской живописи — была написана мастером, по предположениям
специалистов, в первой четверти XV столетия. С давних времён укоренилось мнение, что
Рублёв создавал её для иконостаса каменного соборного храма Троице-Сергиева
монастыря. Однако дошедшие до наших дней документы свидетельствуют, что икону
подарил монастырю Иван Грозный в XVI в. А в царские руки «Троица» попала, очевидно, после
московского пожара Андрей
Рублёв. Архангел
Михаил. Икона. XV в. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. 363 Андрей
Рублёв. Троица.
Икона. XV в. 364 состав
иконостаса Успенского собора на Городке в Звенигороде, т. е. в один иконный
ансамбль со Звенигородским чином; в этом убеждают её размеры. В
древнерусском искусстве существовал канон пропорций, позволявший гармонично
«вписывать» произведения живописи в интерьер храма. Канон этот пока мало
изучен, он был достаточно гибок и подвижен, постоянно нарушался появлением в
церкви икон, перенесённых из других мест. Но он существовал. Например, высота
иконы местного ряда (нижнего в иконостасе) должна была быть меньше длины храма
в десять раз. Высота местной иконы могла быть также отложена во внутреннем
пространстве церкви между западными дверями и полукружием центральной апсиды
десять раз. Именно таково было отношение высоты «Троицы» к длине звенигородского
храма. Такие же размеры имели более поздние местные иконы, создававшиеся для
Успенского собора на Городке. Развитие
троичного культа на Руси было связано с личностью и деятельностью Сергия
Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием на пресвятую
Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Таким образом, тема
Троицы понималась многими русскими людьми того времени, знаменосцем которых
был Сергий, и как тема глубоко гражданская, тема национального единства.
Вероятно, Рублёв писал свою икону «в похвалу» Сергию — человеку, верным
последователем которого он являлся (князь Юрий Дмитриевич, владелец звенигородского
храма, был крёстным сыном и почитателем настоятеля Троицкого монастыря). |