|
Особенно
поражает количеством совершенных творений праздничный ряд. В «Сретении»
неизгладимое впечатление оставляет образ Богоматери — образ песенный,
поэтический. Тёмный силуэт Марии, с покорно опушенной головой и протянутыми
вперёд руками, отчётливо выделяется на светозарном зеленовато-розовом фоне.
Он настолько пластичен, строен и целен, а очерчивающая его линия обладает такой
энергией и обобщённостью, что, несмотря на небольшие размеры иконы, фигура
Богоматери кажется монументальной и преисполненной внутренней силы. Это нерушимая
стена, неугасимая свеча, заступница всех скорбящих, отдающая Своего Сына на
искупление грехов человеческих. Старец Симеон, принимающий из рук Марии
Младенца Христа, кажется олицетворением всех праведников, ожидавших явления в
мир Спасителя. Его лицо лучится добротой и открытой, почти детской радостью. В
названных произведениях Рублёв и его ученики перерабатывали и доводили до
наибольшей выразительности уже сложившиеся иконографические сюжеты. Однако
самая выдающаяся икона всего Троицкого иконостаса — «Явление ангела жёнам-мироносицам»
— не имеет сколько-нибудь близких аналогий. Поэтому можно предполагать, что
своим появлением данная композиция
целиком обязана творчеству
знаменитого русского мастера. Более всего очаровывают в ней фигуры самих
жён-мироносиц, которые приходят к пещере, где стоит гроб Христа, чтобы
умастить Его тело. Они обнаруживают, что гроб пуст, а на камне сидит ангел —
вестник воскресения. Художник построил эту группу в виде диковинного красно-жёлто-зелёного
соцветия, гибкого и пластичного, создав новый неформальный символ Троицы. Этот
символ способствует более глубокому восприятию таинства воскресения,
олицетворяемого в композиции фигурой ангела. Вокруг последней, при всей её
хрупкости и невесомости, оттеняемой белизной одежд, струятся мощные
энергетические токи, особенно ощутимые в трепетании взметнувшихся ввысь
огромных крыльев. Эти токи пронизывают и преобразуют иконное пространство,
подчиняют его ритмам небесного мира, настраивают зрителя на его «волну»,
сгибают (как и в «Троице») вершины скал, подчиняя материальное невещественному,
обтекают и словно колеблют силуэты святых жён, делая их созерцательницами
таинства. Андрей Рублёв. Преподание хлеба. Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой
лавры. XV в. 366 «Троицы».
Внутренний взор зрителя невольно фиксирует на иконе Рублёва круг, хотя на
самом деле его нет. Он образуется позами, движениями ангелов, соотнесённостью
их фигур. Мотив
кругового движения — средство художественного выражения единства ангелов, а
индивидуальность каждой фигуры мастер подчёркивает позой, жестом, положением
в иконном пространстве, наконец — цветом. Левый ангел по правилам иконографии
облачён в синий хитон (широкую, ниспадающую складками рубаху) и лилово-розовый
гиматий (верхнюю одежду из куска ткани, которая перекидывалась через плечо);
правый — в синий хитон и светло-зелёный гиматий; средний — в вишнёвый хитон с
золотой продольной полосой (клавом) и синий гиматий. Вишнёвый и синий — это
традиционные цвета одежд Христа, образ которого запёчатлён таким в центре
поясного чина и потому привычно ассоциируется с центральным персонажем
«Троицы». На иконе Рублёва тема среднего ангела — Христа — неразрывно связана
с темой чаши, которая возникает в композиции несколько раз, постепенно
усиливаясь, подобно главной теме симфонического произведения. Чашу образуют
линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая
чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног крайних ангелов. Наконец, когда
взгляд зрителя, скользя по силуэтам боковых фигур, переходит к осмыслению иных
величин, снова возникает образ большой чаши, в которую погружён средний ангел
— Христос. Чаша символизирует искупительную жертву Христа за весь род людской.
Эта тема воплощается через сопоставление реальной чаши на трапезе с той,
которая видится «разумными очами» благодаря расположению фигур и исчезает, как
только внимание созерцающего возвращается к предметам материального,
вещественного мира. С именем
Андрея Рублёва связан самый высокий взлёт в истории древнерусского
изобразительного искусства. Рублёв был тем гениальным мастером, который создал
свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по
своей сущности и художественному выражению (хотя и многим обязанный
достижениям Византии), но вместе с тем благородной простотой заставляющий
вспомнить искусство античности. Стиль Рублёва, линейный и колористический
строй его икон, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве
новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи. Андрей
Рублёв умер, вероятно, в |