|
Андрей
Рублёв. Спас.
Икона. XV в. 340 Преображение.
Икона. XVI в. Псковский
историко-архитектурный музей-заповедник. 341 ДОСКИ И ОЛИФА Иконы
писали на досках: в Византии — на тяжёлых кипарисовых, на Руси — на липовых и
сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешёвым материалом. Доску сверху
покрывали левкасом (от греч. «леукос»
— «белый») — меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому
писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были
очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от
греч. «олиефа» — «мазь», «масло») —
веществом на основе растительного масла, образующим плёнку. Эта плёнка
защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо
лака. Но ни
византийские, ни русские мастера не догадывались об одном очень коварном
свойстве олифы: со временем (через восемьдесят — сто лет) она темнеет. В прошлом
яркие, жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись чёрной завесой.
На иконе смутно проступает изображение; такую икону в старину считали
«непригодной». На Руси существовало несколько способов избавляться от таких «непригодных»
икон: их пускали в половодье по реке ликом вверх или выносили на перекрёсток и
после молебна сжигали. Иногда лоску с потемневшим изображением «записывали»
новой живописью, сохраняя таким образом на века древнюю. Реставраторы, расчищая
иконы, часто обнаруживают несколько слоёв более поздней живописи. его. Иными
словами, история иконописи — это история создания и преодоления канонов. Икона как
изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она
подчёркивала расстояние и разницу между высшим миром с приобщившимися к нему святыми
и земным бытием, в котором существует зритель. Поэтому икона тяготела к
условным формам, к преодолению телесности персонажей и объёмности окружающих их
предметов. В иконе особенно бросается в глаза подчёркнуто небольшая глубина
пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из
ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или
жёлтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. И это действительно изображение Божественного
света, иначе говоря — сферы, по смыслу и символике не столько ограничивающей и
замыкающей, сколько безграничной и сверхпредельной. Однако её непроницаемость
в сочетании с обратной перспективой не удаляла, а приближала к зрителю
изображённое на иконе. Пространство иконы не «уходило» от зрителя, увлекая его
за собой (как это бывает при созерцании картины), а словно шло ему навстречу
вместе с помещёнными в нём святыми. Икона —
произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации,
художественному языку и выполняемым задачам. Поэтому нельзя считать икону
примитивом, а иконописцев — художниками второго сорта, ремесленниками,
способными лишь перерисовывать один у другого и не владевшими познаниями,
необходимыми «настоящему» живописцу. Такой взгляд на иконопись был, к
сожалению, распространён в XIX в., когда мастерам Древней Руси ставили в вину незнание
анатомии и приёмов построения прямой перспективы. Икона — порождение не менее
сложной художественной культуры, чем, например, картина эпохи Возрождения.
Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями и развивал только те
художественные навыки и стороны своего таланта, которые отвечали господствующей
иконографической традиции. Вполне закономерно, что самая известная из
сохранившихся русских икон — «Троица» Андрея Рублёва — почитается во всём мире
как одно из величайших творений человеческого художественного гения. |