Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII ВЕКА)

Икон эпохи Киевской Руси сохрани­лось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написа­на, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т. е. в конце XI — первой четверти XII в.). Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Культ этого воина-великомученика быстро стал популярным в верхах общества, а затем и в низших его слоях. В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец — по­кровитель ратников и ратного дела, и на дошедшей до наших дней ико­не он именно такой. Во всём обли­ке воина сквозят одухотворённость и аристократическое изящество. Ли­нейный силуэт его полуфигуры уди­вительно пластичен и гармонично заполняет плоскость иконной доски. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изог­нутыми бровями задумчиво устрем­лены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика под­чёркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копьё. А ле­вой он держит перед собой, как бы

демонстрируя, меч, который в сред­невековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти. Эта прекрасная икона — творение уве­ренного в себе незаурядного, если не выдающегося, мастера. Она сви­детельствует о том, что отечествен­ные иконописцы оказались способ­ными учениками многоопытных византийцев, у которых учились на протяжении столетия.

К концу киевского периода вы­росли первые поколения худож­ников, обладавших собственным стилем и способностью решать сложные задачи в искусстве. Пере­плавив, растворив в себе разнооб­разные творческие влияния - не только византийское и южносла­вянское, но в какой-то мере и ро­манское (западное), — киевская ху­дожественная культура создала такую систему общерусских эстети­ческих ценностей, которая на века наметила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

В XII столетии на Руси усилились княжеские распри и междоусобицы, которые мешали мирному разви­тию и ставили под угрозу государ­ственную независимость страны. Различные русские земли станови­лись всё более самостоятельными по отношению к Киеву. Эти пере­мены влияли на материальную и духовную культуру древнерусских княжеств, которые постепенно обо­сабливались.  В  каждом  из  них

Автограф художника Стефана на стене собора Святой Софии в Новгороде Великом.

345

 

 

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы). Икона. XII в.

 

346

 

 

формировался свой особый эсте­тический климат, вырабатывались собственные художественные идеа­лы, новое понимание и выражение красоты. Именно период раздроб­ленности породил отличные от ки­евской формы христианской куль­туры и искусства Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смо­ленска и Полоцка, Галича и Влади­мира-Волынского.

Однако только в Новгороде Вели­ком, ставшем в 1136 г. столицей ве­чевой республики, демократическая торгово-ремесленная среда повлия­ла на искусство и наполнила его своеобразным жизненным содер­жанием. В этом смысле типично новгородским можно считать очень большой по размерам образ Свято­го Георгия в полный рост, происхо­дящий, как и упомянутая ранее по­ясная икона, из соборного храма Юрьева монастыря. За спокойной неподвижностью фигуры воина чув­ствуются его уверенность и мощь. Слегка расставленные ноги и согну­тые в локтях руки, одна из которых держит перед грудью наперевес громоздкое копьё как многозна­чительный ратный символ, а другая сжимает меч, выражают полную го­товность к бою. Такое восприятие персонажа было очень актуально для новгородской действительнос­ти, в которой нередко слышались призывные звуки походных труб, возвещавшие о начале тяжёлой бранной страды.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz