|
РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI—XIII
ВЕКА) Икон эпохи
Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских
икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т. е.
в конце XI — первой четверти XII в.). Это поясное изображение Святого Георгия из
Новгорода. Культ этого воина-великомученика быстро стал популярным в верхах
общества, а затем и в низших его слоях. В княжеско-дружинной среде Георгий
почитался как Победоносец — покровитель ратников и ратного дела, и на дошедшей
до наших дней иконе он именно такой. Во всём облике воина сквозят
одухотворённость и аристократическое изящество. Линейный силуэт его полуфигуры
удивительно пластичен и гармонично заполняет плоскость иконной доски. Цветовая
гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза
Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены
на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчёркнута мягкостью
контура. Но в правой руке Георгия — копьё. А левой он держит перед собой, как
бы демонстрируя,
меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.
Эта прекрасная икона — творение уверенного в себе незаурядного, если не
выдающегося, мастера. Она свидетельствует о том, что отечественные иконописцы
оказались способными учениками многоопытных византийцев, у которых учились на
протяжении столетия. К концу
киевского периода выросли первые поколения художников, обладавших собственным
стилем и способностью решать сложные задачи в искусстве. Переплавив, растворив
в себе разнообразные творческие влияния - не только византийское и южнославянское,
но в какой-то мере и романское
(западное), — киевская художественная культура создала такую систему
общерусских эстетических ценностей, которая на века наметила пути развития
искусства отдельных земель и княжеств. В XII столетии на Руси усилились княжеские распри
и междоусобицы, которые мешали мирному развитию и ставили под угрозу государственную
независимость страны. Различные русские земли становились всё более
самостоятельными по отношению к Киеву. Эти перемены влияли на материальную и
духовную культуру древнерусских княжеств, которые
постепенно обосабливались. В каждом
из них Автограф
художника Стефана на стене собора Святой Софии в Новгороде Великом. 345 Архангел
Гавриил (Ангел Златые Власы). Икона. XII в. 346 формировался
свой особый эстетический климат, вырабатывались собственные художественные
идеалы, новое понимание и выражение красоты. Именно период раздробленности
породил отличные от киевской формы христианской культуры и искусства
Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского. Однако
только в Новгороде Великом, ставшем в |