|
Народное
влияние в новгородском искусстве особенно заметно в иконе «Иоанн Лествичник,
Георгий и Власий» (вторая половина XII в.), персонажи которой очень выразительны в своей
простоте. По художественному строю это произведение представляет искусство не
самого Новгорода, а скорее провинций Новгородской республики. Композиция иконы
бесхитростна. Фигуры расположены фронтально, неподвижны и никак между собой не
связаны. Главный герой произведения — Иоанн — изображён во всю высоту иконного
поля, тогда как его спутники не достают ему до по- яса. Так
прямолинейно отразил художник соотношение главного и второстепенного. Очень
наряден ярко-красный фон иконы, организующий её цветовую гамму. Во второй
половине XII — первой трети XIII в. при князьях Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо и Юрии
Всеволодовиче расцветают культура и искусство Владимиро-Суздальской Руси.
Сплавляя воедино художественные влияния Киева, Чернигова и других русских
центров, владимиро-суздальские живописцы выработали собственный
изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, специфической суздальской
нарядностью. Как бы
предваряя этот расцвет, в середине XII столетия здесь появилась икона Богоматери с Младенцем
византийского письма, привезённая Андреем Боголюбским из Вышгорода,
расположенного под Киевом. В Из
Ярославля происходит выдающийся по мастерству образ Богоматери Оранты (от лат. orans — Мученица
Ульяна. Икона работы новгородских мастеров. XIII
в. Государственная
Третьяковская галерея. Москва. 347 Святой
Георгий. Икона. XII в. Собор
Юрьева монастыря под Новгородом. 348 Богоматерь
Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII
в. 349 «молящийся»;
в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками;
в Средние века сложился иконографический тип Богоматери), известный под
названием «Великая Панагия». Это произведение, связанное с киевской традицией,
удивляет звонкостью и в то же время изысканностью колорита, обилием золота,
рождающим ощущение драгоценности живописной поверхности, скульптурной
отточенностью и аристократизмом форм, торжественной священной неподвижностью,
погружённостью в вечность. Здесь воплощён идеал царственной красоты той эпохи,
как его понимали высшие слои древнерусского общества. Народ предпочитал
искусство более простодушное и ярко декоративное. |