Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Народное влияние в новгород­ском искусстве особенно заметно в иконе «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (вторая половина XII в.), персонажи которой очень вырази­тельны в своей простоте. По худо­жественному строю это произведе­ние представляет искусство не самого Новгорода, а скорее про­винций Новгородской республики. Композиция иконы бесхитростна. Фигуры расположены фронтально, неподвижны и никак между собой не связаны. Главный герой произве­дения — Иоанн — изображён во всю высоту иконного поля, тогда как его спутники не достают ему до по-

яса. Так прямолинейно отразил ху­дожник соотношение главного и второстепенного. Очень наряден ярко-красный фон иконы, организу­ющий её цветовую гамму.

Во второй половине XII — пер­вой трети XIII в. при князьях Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо и Юрии Всеволодовиче рас­цветают культура и искусство Владимиро-Суздальской Руси. Сплавляя воедино художественные влияния Киева, Чернигова и других русских центров, владимиро-суздальские жи­вописцы выработали собственный изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, специфической суздальской нарядностью.

Как бы предваряя этот расцвет, в середине XII столетия здесь появи­лась икона Богоматери с Младен­цем византийского письма, приве­зённая Андреем Боголюбским из Вышгорода, расположенного под Киевом. В 1161 г. это выдающееся произведение искусства, которое предание приписывало кисти еван­гелиста Луки, стало главной святы­ней Успенского собора города Вла­димира и всей владимирской земли (а позднее, перенесённое в Моск­ву, — главной святыней России). Со временем оно получило название «Богоматерь Владимирская», под ко­торым известно современным по­колениям. В том месте, где эта ико­на совершила чудо, впоследствии была построена резиденция князя Андрея — Боголюбово. А безвест­ный иконописец изобразил явление Богоматери князю Андрею. Икона стала называться «Богоматерью Боголюбовской». На верхнем поле этой иконы был изображён деисус (от греч. «деисис» — «моление свя­тых перед Христом за человече­ский род»). Теме деисуса в изобра­зительном искусстве Владимирской Руси принадлежит особое место. В ней нашла воплощение идея за­ступничества, способная впитать в себя самые разнообразные жизнен­ные драмы.

Из Ярославля происходит выда­ющийся по мастерству образ Бо­гоматери Оранты (от лат. orans

Мученица Ульяна. Икона работы новгородских мастеров. XIII в.

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

347

 

 

Святой Георгий. Икона. XII в.

Собор Юрьева монастыря под Новгородом.

348

 

 

 

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

349

 

 

 

«молящийся»; в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками; в Средние века сложился иконогра­фический тип Богоматери), извест­ный под названием «Великая Пана­гия». Это произведение, связанное с киевской традицией, удивляет звон­костью и в то же время изыскан­ностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоцен­ности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и ари­стократизмом форм, торжествен­ной священной неподвижностью, погружённостью в вечность. Здесь воплощён идеал царственной кра­соты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского об­щества. Народ предпочитал искусст­во более простодушное и ярко де­коративное.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz