|
«МОЛЯЩИЕСЯ НОВГОРОДЦЫ» В несколько
наивным взглядом на мир. Всеми этими качествами новгородская иконопись обязана
живым сокам народного мироощущения, которые питали творчество местных
мастеров. Своей
зрелости новгородская иконопись достигла во второй половине XIV — начале XV в. Если в XIV в. преобладает достигшая совершенства
фреска, то в XV столетии ситуация резко меняется. С этого времени особенно популярными
становятся иконы. Новгородские иконописцы любили изображать «избранных святых»
— по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и но пояс. Написанные в фас,
в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибутами, они стоят плечо к
плечу, сурово глядя в лицо молящемуся. В подобных иконах ярче всего проявилось
своеобразие религиозности новгородцев, её теснейшая связь с жизненными
потребностями города, забота заказчиков о хлебе насущном. Ведь изображались
прежде всего наиболее «полезные» святые, «скоропомощники» в важных делах: Илья
Громовержец — податель дождя; Никола — покровитель путешествующих и
страждущих, патрон (заступник) плотников, защитник от пожаров; Георгий,
Власий, Флор и Лавр, которые оберегали земледельцев и домашний скот, а также
Параскева Пятница и Анастасия — покровительницы торговли. Довольно
оригинальным порождением местного художественного Рождество
Богоматери. Икона. Суздаль. Конец XIV — начало XV
в. Государственный
Русский музей, Петербург. 351 ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ В середине
XIV в. складывается
псковская школа живописи. Для псковских икон характерны драматизм, повышенная
эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла
такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфически «псковские» лица с
несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к
декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо
псковский колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого
оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и жёлтым. Свежестью
художественного восприятия отличается икона «Собор Богоматери» (конец XIV в.), посвящённая сравнительно новой для древнерусского
искусства теме, насыщенной сложной символикой. Икона пленяет неожиданностью
художественного решения — ангелы, славящие Марию и Христа, ритмически объединены
с фигурами пастухов. Икона
«Сошествие во ад» рубежа XIV—XV вв. захватывает своим драматическим
накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко
ограниченных цветовых пятен — красных, тёмно-зелёных и тёмно-коричневых.
Христос, изображённый в энергичном развороте, одет в нехарактерные для русской
иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней
части иконы изображён своеобразный деисус. Богоматерь и архангелы обращены
здесь в позах моления не к Христу, а к Николе. Нет и Иоанна Предтечи —
обязательного участника деисусных композиций, его место занял Георгий. И всё
это потому, что Христос и Иоанн Предтеча являются действующими лицами
основного сюжета. Изображения на поле иконы, следовательно, не «надстроены» над
основным сюжетом, а входят в общую композицию. По мысли мастера на всём
изобразительном пространстве иконы разворачивается единое действие, не
разделённое ни временем, ни пространством. Иконописец считает, что если
Христос отсутствует в небесном деисусе, Его место должен занять один из самых
популярных святых. А популярнее Николы в Пскове, как и во всей Руси, очевидно,
не было. Как бы подтверждая всё вышесказанное, персонажи «верха» иконы
внимательно наблюдают за происходящим «внизу». |