|
В XV столетии в псковской иконописи живописность
уступает место графичности, суховатой «правильности» форм. Однако псковские
мастера продолжали создавать высокохудожественные, согретые искренним чувством
произведения, такие, как «Богоматерь Любятовская» или «Дмитрий Солунский». В
конце XV и XVI вв. искусство Пскова, присоединённого к Москве, продолжало сохранять
традиции своей старины, одновременно многое заимствуя из изобразительного
искусства Москвы. ЗМЕЕБОРЕЦ Одним из
любимых образов новгородских мастеров остаётся образ воина-змееборца Георгия,
в котором они видят бесстрашного бойца, защитника Родины. Георгий
запечатлевается иконописцами в момент яростной схватки с чудовищем, которого
он колет копьём или рубит мечом. На иконе, хранящейся ныне в Русском музее,
восхищают при этом удаль всадника, богатырский скок его упрямо нагнувшего
голову белоснежного коня, чей силуэт великолепно рисуется на ярко-красном фоне.
На иконе из собрания Третьяковской галереи Георгий весь изогнулся назад, как бы
уже перелетев на коне через дракона и на скаку успевая поразить его копьём.
Пружинистые изгибы торса воина и шеи коня, круги шита и нимба сменяются вдруг
резкой диагональю копья, вонзающегося в пасть дракона. Эту диагональ
перерезает взлетевший алый плащ Георгия, реющий как победное знамя. Сошествие во ад. Икона. XIV в. Псковская школа.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. творчества
является разработка темы чуда от иконы «Знамения», изображающей события
новгородско-суздальской войны 352 Святые
Никола и Георгий. Икона. XV в. 353 Спас
Ярое Око. Икона. XIV в. Москва. творная
икона Богоматери, производит впечатление несокрушимой мощи. В дальнейшем
первоначальный политический подтекст композиции (борьба Новгорода с
Владимиро-Суздальским княжеством, а затем с Москвой) был забыт и на первый план
выступили иные, чисто религиозные мотивы. Изобразительное
искусство Твери известно только по произведениям иконописи и миниатюрам в
рукописях. Икон тверского происхождения дошло до нашего времени не так уж
мало. Но сложность их изучения состоит в том, что все они оказались
отторгнутыми от тех художественных ансамблей, в состав которых когда-то
входили, рассредоточены по разным уголкам русской земли, а принадлежность
многих из них к тверской школе остаётся до конца не доказанной. Вероятно,
наиболее древними уцелевшими тверскими иконами являются «Борис и Глеб» из
Савво-Вишерского монастыря (первая треть XIV в.) и «Спас» (первая половина того же
столетия). Изображение Бориса и Глеба восходит к традициям домонгольского владимиро-суздальского
искусства. Однако некоторые детали — техника окончательной отделки ликов, а
также стремление иконописца показать психологическую индивидуальность персонажей
— несут в себе новизну. Разновременные приёмы ощущаются и в изображении Спаса,
полуфигура которого развёрнута в пространстве, а пластика лика отличается
заметной жёсткостью. |