Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В XV столетии в псковской иконописи живописность уступа­ет место графичности, суховатой «правильности» форм. Одна­ко псковские мастера продолжали создавать высокохудожествен­ные, согретые искренним чувством произведения, такие, как «Богоматерь Любятовская» или «Дмитрий Солунский». В конце XV и XVI вв. искусство Пскова, присоединённого к Москве, про­должало сохранять традиции своей старины, одновременно мно­гое заимствуя из изобразительного искусства Москвы.

ЗМЕЕБОРЕЦ

Одним из любимых образов новгород­ских мастеров остаётся образ воина-змееборца Георгия, в котором они видят бесстрашного бойца, защитника Родины. Георгий запечатлевается ико­нописцами в момент яростной схват­ки с чудовищем, которого он колет копьём или рубит мечом. На иконе, хранящейся ныне в Русском музее, восхищают при этом удаль всадника, богатырский скок его упрямо нагнув­шего голову белоснежного коня, чей силуэт великолепно рисуется на ярко-красном фоне. На иконе из собрания Третьяковской галереи Георгий весь изогнулся назад, как бы уже перелетев на коне через дракона и на скаку ус­певая поразить его копьём. Пружи­нистые изгибы торса воина и шеи ко­ня, круги шита и нимба сменяются вдруг резкой диагональю копья, вонза­ющегося в пасть дракона. Эту диаго­наль перерезает взлетевший алый плащ Георгия, реющий как победное знамя.

Сошествие во ад. Икона. XIV в. Псковская школа. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

творчества является разработка те­мы чуда от иконы «Знамения», изо­бражающей события новгородско-суздальской войны 1169 г. Одной из лучших дошедших до наших дней икон, на которой изображён сюжет «Битвы новгородцев с суздальдами», можно считать икону Новго­родского музея (середина — вторая половина XV в.). Величествен на иконе образ Господина Великого Новгорода. Крепостная стена-башня, наверху которой сомкнутыми ряда­ми стоят бойцы и укреплена чудо-

352

 

 

Святые Никола и Георгий. Икона. XV в.

353

 

 

Спас Ярое Око. Икона. XIV в. Москва.

творная икона Богоматери, произво­дит впечатление несокрушимой мо­щи. В дальнейшем первоначальный политический подтекст компози­ции (борьба Новгорода с Владимиро-Суздальским княжеством, а затем с Москвой) был забыт и на первый план выступили иные, чисто религи­озные мотивы.

Изобразительное искусство Твери известно только по произведениям иконописи и миниатюрам в рукопи­сях. Икон тверского происхождения дошло до нашего времени не так уж мало. Но сложность их изучения состоит в том, что все они оказались отторгнутыми от тех художествен­ных ансамблей, в состав которых когда-то входили, рассредоточены по разным уголкам русской земли, а принадлежность многих из них к тверской школе остаётся до конца не доказанной.

Вероятно, наиболее древними уцелевшими тверскими иконами яв­ляются «Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря (первая треть XIV в.) и «Спас» (первая половина то­го же столетия). Изображение Бори­са и Глеба восходит к традициям домонгольского владимиро-суздальского искусства. Однако некоторые детали — техника окончательной отделки ликов, а также стремление иконописца показать психологиче­скую индивидуальность персона­жей — несут в себе новизну. Разно­временные приёмы ощущаются и в изображении Спаса, полуфигура ко­торого развёрнута в пространстве, а пластика лика отличается заметной жёсткостью.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz