|
ДИОНИСИЙ (около 1440 — около 1505) Наиболее
выдающимся представителем рублёвского направления в искусстве второй половины XV — начала XVI в. был Дионисий. Он происходил из знатного
рода и принадлежал к мирянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих других
художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе
с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и
монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий. По своим
взглядам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой
направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь. Это
проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному,
нарядно-декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного
обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Дионисий. Митрополит
Алексий с житием. Клейма иконы. Конец XV
в. Дионисий. Митрополит
Алексий с житием. Клейма иконы. Конец XV
в. *Мирянин —
христианин, который не является священнослужителем или монахом. 367 Дионисий. Митрополит
Алексий с житием. Икона. Конец XV в. Но
проникновенным лиризмом своего творчества, душевным благородством своих героев
Дионисий близок к сопернику Иосифа в идеологической борьбе, «премудрому
старцу» Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека Бог «ангелам равно
показает». Для Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций
персонажей, замедленность и мягкость их движений. Так художник изображает
одухотворённую, «очищенную» человеческую плоть. 368 Дионисий. Распятие.
Конец XV в. 369 СЕВЕРНАЯ ИКОНОПИСЬ Живопись
Новгорода оказывала огромное влияние на художественную жизнь обширнейших
провинций, в частности северо-восточных и восточных. Произведения местных
мастеров, отнюдь не однородные по стилю и пониманию художественного образа, известны
под условным наименованием «северных писем». Они отличаются упрощённостью
композиции, угловатой экспрессивностью рисунка, несколько наивной суровой
выразительностью персонажей, в которых сквозь черты христианского святого порой
явственно просвечивает какой-то полуязыческий, мифологический образ. Колорит
«северных» икон обычно не имеет новгородской звонкости. В нём преобладают
мягкие, бледные или более насыщенные, плотные жёлтые, коричневые, синие цвета.
Прекрасными произведениями северной живописи XV в. являются иконы «Иоанн Предтеча в
пустыне» и «Власий». К
«северным письмам» обычно относят группу икон рубежа XV—XVI вв., входивших в состав праздничного ряда
иконостаса и, согласно преданию, происходящих из Каргополя. Создавшие их
мастера владели искусством исключительной по выразительности линии, как бы
обволакивающей силуэты и сообщающей фигурам необыкновенную цельность. В
«Положении во гроб» так красноречива скупая жестикуляция, так осмысленно
распределение цветовых пятен, что тема плача над телом Христа приобретает возвышенное,
эпическое звучание мировой скорби. Очень высокое качество и особенности
стилистической манеры каргопольских икон заметно выделяют их из основной массы
памятников искусства Севера. Они свидетельствуют о влиянии на местных мастеров
рублёвско-дионисиевской традиции. |