|
Прекрасными
образцами творчества Дионисия-иконописца являются «Богоматерь Одигитрия» (греч. «путеводительница»; один из основных иконографических
типов Богоматери с Младенцем) из местного ряда иконостаса Феропонтова монастыря
и «Распятие» из Павлово-Обнорского монастыря. Иконография «Распятия» восходит к
композиции троицкого иконостаса. В плавно изогнутом теле Христа, в повисших
тонких руках не выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы.
Группа женщин с вытянувшимся в центре тёмным силуэтом Марии — это стройный
«хор», ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют
сильное впечатление. Будучи
последователем Рублёва, Дионисий как выдающийся и самобытный мастер нашёл свой
собственный путь и своё место в древне- русском
искусстве. Ему не свойственно столь присущее Рублёву подчинение композиции
круговым ритмам. Отсутствует у него и то внимательное отношение к
человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для
Рублёва. Персонажи Дионисия как бы менее зависимы от особенностей композиционной
плоскости, в лицах есть нечто стандартное. Некоторые приёмы Дионисия роднят
его с живописцами «моравской» (сербо-македонской) школы. Мастер внёс много
нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был
так богат и разнообразен. Влияние творчества Дионисия на древнерусское
искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия. ИКОНОПИСЬ XVI ВЕКА Искусство XVI в. всё теснее связывает свои судьбы с
интересами государства. Над личностью мастера-творца, над самим процессом
художественного творчества всё сильнее нависает «злоба дня». В царствование
Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Церковный
собор В XVI в. Москва стала объединять местные
художественные школы, что стало естественной реакцией в искусстве на
объединение страны. В результате самые отдалённые русские земли смогли
воспринять высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухой 370 северной
веси из-под кисти патриархального сельского мастера появлялась икона,
написанная по композиции Андрея Рублёва. А искусство самой Москвы обогащалось
творческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русских
центров. В XVI в. существенно стала расширяться тематика
древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам
и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно
важно, к легендарно-историческому жанру. Параскева
Пятница в житии. Икона. XVI в. |