|
Начало XVII в. ознаменовалось господством двух
художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них
получило название годуновской школы, поскольку
большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя
Бориса Годунова и его родственников. Годуновский стиль в целом отличают
тяготение к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность
и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В то же время ему
присуща определённая ориентация на традиции великого прошлого, на образы
далёкого рублёвско-дионисиевского времени. Цветовая
палитра произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась
рисунку. Другое направление принято называть строгановской
школой. Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого
купеческого рода Строгановых. Строгановская школа — это искусство иконной
миниатюры. Не случайно её характерные черты ярче всего проявились в
произведениях небольших размеров. В строгановских иконах с неслыханной до того
времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее
культовое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание той или иной
композиции и не богатство Новозаветная
Троица. Икона. XVII в. 375 духовного
мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было
всё это запечатлеть. Тщательное, мелкое письмо, мастерство отделки деталей и изощрённый
рисунок, виртуозная каллиграфия линий, богатство и изысканность орнаментации,
многоцветный колорит, важнейшей составной частью которого стали золото и
серебро, — вот составные части художественного языка мастеров строгановской
школы. Одним из
наиболее знаменитых художников-строгановцев был Прокопий Чирин. К числу его
ранних работ относится икона «Никита-воин» ( ноги в
золотых сапожках сдвинуты и чуть согнуты в коленях, отчего фигура едва
удерживает равновесие. Голова и руки с «истончёнными» перстами кажутся слишком
маленькими по сравнению с массивным торсом. Это не воин-защитник, а скорее
светский щёголь, и меч в его руках — лишь атрибут праздничного наряда. Элементы
своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи строгановской школы, получили
развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII в. — царских иконописцев и живописцев Оружейной
палаты. Их признанным главой был Симон Ушаков (1626—1686) — человек разносторонних
талантов, теоретик и практик живописи, графики, прикладного искусства. В |