Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Наибольшей цельностью отмече­ны те произведения Ушакова, в ко­торых главная роль отведена чело­веческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной пол­нотой выразить своё понимание назначения искусства. Не случайно,

Симон Ушаков.

Архангел Михаил. Икона. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

376

 

 

 

Симон Ушаков.

Миниатюры печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» 1681 г.

видимо, Ушаков так любил изобра­жать Нерукотворного Спаса. Круп­ный масштаб лика Христа позволял мастеру продемонстрировать, на­сколько великолепно он владел тех­никой светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел мак­симально близко к натуре передать шелковистость волос и бороды, ма­товость кожи, выражение глаз. Одна­ко художник, конечно, заблуждался, полагая, что сумел органически свя­зать элементы реалистической трак­товки формы со старинными заве­тами иконописания.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусско­го искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила сущест­вование как господствующая художественная система. Древнерусская иконо­пись — живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современ­ному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что бы­ло заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

377

 

 

 

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

Искусство художественного оформления книги в средневековой России иг­рало не меньшую роль и было не менее оригинально, чем, например, ико­нопись или архитектура. Абсолютное большинство книг того периода бы­ло духовного содержания.

Книга пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к языч­никам, имея при себе важнейшие книги христианского вероучения. Сред­невековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви. Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская премудрость основывались на религии.

На протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византий­ская традиция глубокой религиозности, где Слово воспринималось как но­ситель премудрости Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отно­шение к книге было весьма бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности.

Для подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тог­да создавались на пергаменте — тонких листах особым способом обрабо­танной телячьей кожи; пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского книгопечатания от­носится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыка­ми красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный по­черк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позд­нее устав сменился полууставом и скорописью — более простыми в начер­тании почерками; однако и от книгописцев более поздних времён требо­вались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz