|
Наибольшей
цельностью отмечены те произведения Ушакова, в которых главная роль отведена
человеческому лицу. Именно здесь художник смог с достаточной полнотой
выразить своё понимание назначения искусства. Не случайно, Симон
Ушаков. Архангел
Михаил. Икона. 376 Симон
Ушаков. Миниатюры
печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» видимо,
Ушаков так любил изображать Нерукотворного Спаса. Крупный масштаб лика Христа
позволял мастеру продемонстрировать, насколько великолепно он владел техникой
светотеневой моделировки, прекрасно знал анатомию, умел максимально близко к
натуре передать шелковистость волос и бороды, матовость кожи, выражение глаз.
Однако художник, конечно, заблуждался, полагая, что сумел органически связать
элементы реалистической трактовки формы со старинными заветами иконописания. XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского
искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование
как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись — живое,
бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого
поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором
предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и
художественных исканиях русских иконописцев. 377 ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ Искусство
художественного оформления книги в средневековой России играло не меньшую роль
и было не менее оригинально, чем, например, иконопись или архитектура.
Абсолютное большинство книг того периода было духовного содержания. Книга
пришла на Русь вместе с христианством. В центре христианских обрядов стоит
книга. Православные миссионеры всегда отправлялись к язычникам, имея при себе
важнейшие книги христианского вероучения. Средневековая книга заключала в себе
молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцев Церкви.
Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились
без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика и простая житейская
премудрость основывались на религии. На
протяжении многих веков в Древней Руси поддерживалась византийская традиция
глубокой религиозности, где Слово воспринималось как носитель премудрости
Божьей, а книга — как источник Слова. Поэтому отношение к книге было весьма
бережным, почти благоговейным, как к настоящей духовной драгоценности. Для
подобного отношения были и вполне земные причины. Книги тогда создавались на
пергаменте — тонких листах особым способом обработанной телячьей кожи;
пергамент стоил чрезвычайно дорого. В XIV в. на Руси впервые появилась бумага, которая вначале
также стоила недёшево. Высоко ценился и труд книгописцев (начало русского
книгопечатания относится только к XVI в.), поскольку от них требовалось владение навыками
красивого, почти рисованного письма. Древнейший книгописный почерк называется устав. Каждую букву уставного письма наносили на пергамент с
особым тщанием, каждое слово требовало долгого труда. Позднее устав сменился полууставом и скорописью —
более простыми в начертании почерками; однако и от книгописцев более поздних
времён требовались большая красота и изящество письма, чем от простых писцов |