Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

382

 

 

 

начала уступать место другой. Очень хорошо это видно на примере кни­ги «Титулярник», созданной несколь­кими живописцами Посольского приказа (ведомство внешней поли­тики) в 70-х гг. XVII в. «Титулярник» должен был служить практическим пособием для российских дипло­матов и содержал портреты царст­вующих особ нескольких десятков государств, а также государственные гербы. Кроме того, «Титулярник» был в полном смысле историче­ским произведением, поэтому в не­го вошли также портреты государей русской земли вплоть до царя Алек­сея Михайловича. Если портреты периода до конца XVI в. достаточно условны, почти иконописны, то пос­ледние цари изображены вполне реалистично, как, впрочем, и многие европейские монархи — современ­ники Алексея Михайловича.

В середине и конце XVII в. в Рос­сии наступил настоящий расцвет золотописного дела. Три крупные книгописные мастерские — Посоль­ского приказа, Оружейной палаты и Патриаршего дома (каждая из кото­рых имеет особый, неповторимый художественный стиль) — выпуска­ют десятки и сотни книг и грамот, украшенных золотописпыми мини­атюрами, заставками и инициалами. Патриаршие золотописцы достига­ют совершенства в искусстве золотописной каллиграфии, т. е. краси­вого письма.

В XVIII в. российская книжная миниатюра окончательно европе­изировалась. Черты древнерусского искусства сохранила только старо­обрядческая книга. Старообрядцами именовались те, кто не принял ис­правлений, предпринятых в середи­не XVII в. патриархом Никоном в

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII в.

383

 

 

 

Листы рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII в.

церковных обрядах и книгах. На листах запретных рукописных книг староверов пели чудесные песни фантастические птицы, молились Боту благочестивые монахи, будто сошедшие с икон, а Христово воин­ство гнало не бесов, а царя Петра I с его свитой, к которому в старообрядческой среде относились в ос­новном довольно враждебно. И до наших дней в отдалённых уголках России, где существуют крупные старообрядческие общины, можно отыскать последних представите­лей умирающего мастерства книж­ной рукописной миниатюры.

384

 

 

 

СТИЛИ РУССКОГО

КНИЖНОГО

ОРНАМЕНТА

Главным орнаментальным украше­нием средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII—XIX вв. русские книгописцы и живописцы вырабо­тали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) ор­наментальных стилей.

Древнейшим из них был старовизантийский стиль, который гла­венствовал в XIXIII вв.: торжествен­ный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и пра­вильность форм.

В XIII—XIV вв. его сменил чисто русский оригинальный тератоло­гический (от греч. «тератос» — «чудо­вище»), т. е. чудовищный, звериный, стиль, возникший в Новгороде. Так он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгута­ми невообразимых чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми угла­ми, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других «персонажей» рисунка. Люди и жи­вотные как бы силятся разорвать удушающие их путы. В этом стиле очень многое взято из древней язы­ческой культуры, которая самым па­радоксальным образом соединяется с культурой христианской. Напри­мер, силуэты пятикупольных церк­вей в рукописях XIII—XV вв. созда­ются той же самой «чудовищной» плетёнкой, и кресты вырастают из голов хищных птиц. Золотописание почти исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz