|
382 начала
уступать место другой. Очень хорошо это видно на примере книги «Титулярник»,
созданной несколькими живописцами Посольского приказа (ведомство внешней политики)
в 70-х гг. XVII в. «Титулярник» должен был служить практическим пособием для российских
дипломатов и содержал портреты царствующих особ нескольких десятков
государств, а также государственные гербы. Кроме того, «Титулярник» был в
полном смысле историческим произведением, поэтому в него вошли также портреты
государей русской земли вплоть до царя Алексея Михайловича. Если портреты
периода до конца XVI в. достаточно условны, почти иконописны, то последние цари изображены
вполне реалистично, как, впрочем, и многие европейские монархи — современники
Алексея Михайловича. В середине
и конце XVII в. в России наступил настоящий расцвет золотописного дела. Три крупные
книгописные мастерские — Посольского приказа, Оружейной палаты и Патриаршего
дома (каждая из которых имеет особый, неповторимый художественный стиль) —
выпускают десятки и сотни книг и грамот, украшенных золотописпыми миниатюрами,
заставками и инициалами. Патриаршие золотописцы достигают совершенства в
искусстве золотописной каллиграфии, т. е. красивого письма. В XVIII в. российская книжная миниатюра окончательно
европеизировалась. Черты древнерусского искусства сохранила только старообрядческая
книга. Старообрядцами именовались те, кто не принял исправлений, предпринятых
в середине XVII в. патриархом Никоном в Листы
рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII
в. 383 Листы
рукописных книг и грамоты работы патриарших золотописцев. Середина XVII
в. церковных
обрядах и книгах. На листах запретных рукописных книг староверов пели чудесные
песни фантастические птицы, молились Боту благочестивые монахи, будто сошедшие
с икон, а Христово воинство гнало не бесов, а царя Петра I с его свитой, к которому в старообрядческой
среде относились в основном довольно враждебно. И до наших дней в отдалённых
уголках России, где существуют крупные старообрядческие общины, можно отыскать
последних представителей умирающего мастерства книжной рукописной миниатюры. 384 СТИЛИ
РУССКОГО КНИЖНОГО ОРНАМЕНТА Главным
орнаментальным украшением средневековой рукописной книги была, как правило,
заставка. На протяжении XII—XIX вв. русские книгописцы и живописцы выработали
несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших
между собой) орнаментальных стилей. Древнейшим
из них был старовизантийский стиль, который главенствовал
в XI—XIII вв.: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой
краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность
форм. В XIII—XIV вв. его сменил чисто русский оригинальный тератологический (от греч. «тератос»
— «чудовище»), т. е. чудовищный, звериный, стиль, возникший в Новгороде. Так
он называется по той причине, что инициалы и заставки, выполненные в этом
стиле, представляют собой переплетённых ремнями или жгутами невообразимых
чудищ, зверей и птиц, лапы, шеи и хвосты которых изгибаются под немыслимыми
углами, переходят в растения и вновь в конечности, но только уже других
«персонажей» рисунка. Люди и животные как бы силятся разорвать удушающие их
путы. В этом стиле очень многое взято из древней языческой культуры, которая
самым парадоксальным образом соединяется с культурой христианской. Например,
силуэты пятикупольных церквей в рукописях XIII—XV вв. создаются той же самой «чудовищной»
плетёнкой, и кресты вырастают из голов хищных птиц. Золотописание почти
исчезает, излюбленными тонами становятся тёмно-синие и небесно-голубые. |