Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

В XVXVI вв. получают распро­странение балканский и новови­зантийский стили. Заставки балкан­ского стиля строго геометричны и состоят из правильных окруж­ностей, квадратов, ромбов и восьмё­рок с широкими петлями. Для бал­канского стиля характерны нежные травянистые, пастельные, изумруд­ные и ярко-красные тона. Новови­зантийский стиль — подчёркнуто парадный и роскошный. Он воз­рождает в более изящных формах забытое золотописание домонголь­ского периода. Заставки нововизантийского стиля включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка по­добной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими травинками.

В XVI в. русские книжники знако­мятся с немецкой гравюрой первых печатных книг и начинают тщатель­но перерисовывать характерные за­витки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художествен­ные элементы получают широкую популярность в Московском государ­стве. Русские первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андро­ник Тимофеевич Невежа и Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, исполь­зовали известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского орнаменталь­ного стиля и гравюры возник старопечатный стиль. Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором во второй половине XVI XVII в., украшены заставками, выпол­ненными именно в этом стиле. Нет ничего странного в том, что со вре­менем старопечатный стиль в своём законченном, развитом виде пере­шёл и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и была ши­роко распространена. Таким обра­зом печатники и живописцы не­сколько раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы.

На рубеже XVII—XVIII вв. искус­ство орнаментики в рукописной книге приходит в упадок, так как са­ма рукописная книга вытесняется книгой печатной. Только старооб­рядцы продолжают развивать эту

Инициал

тератологического стиля в рукописи XIV в.

385

 

 

РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Заставка в Изборнике  Святослава 1073 г. Старовизантийский стиль.

 

Заставка в рукописном Евангелии XV в. Нововизантийский стиль.

 

 

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Старопечатный стиль.

 

Заставка в рукописном Евангелии XVI в. Балканский стиль.

 

Заставка в крюковой старообрядческой певческой рукописи XIX в. Гуслицкий стиль.

 

Заставка в рукописной книге XIV в. Чудовищный стиль.

 

 

Печатная заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. 1564 г.

художественную традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, ко­торый возник в Поморье, землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря, — крупней­шем центре старообрядчества. А нарядный гуслицкий стиль проис­ходит из старообрядческого цент­ра Гуслицы, расположенного неда­леко от Москвы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РУССКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЁТ

В Древней Руси и Московском го­сударстве переплётом для книг слу­жили деревянные доски — крышки. Доски обтягивались кожей, на кото­рой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и слож­ные многофигурные композиции. Например, переплётчики Москов­ского Печатного двора ставили свой «фирменный знак» — клеймо с изо­бражением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тиснё­ные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение ас стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки — «жуковины». Кроме того, переплёт иногда украшали «науголь­никами» и «средником» — металли­ческими пластинами в центре и на углах досок. На них чаще всего изо­бражались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже — серебряные застёж­ки, или шпеньки, на которые наки­дывались ремённые петли.

Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью. Обрез страниц книги золотили и отгискивали на нём чекан — изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев.

Драгоценный переплёт представ­лял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», за­креплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурами свя­тых, пророков и ангельских чинов. В этом случае книга, если её поста­вить на торец, напоминала неболь­шой иконостас, а если положить — шкатулку, созданную искусным юве­лиром. Подобные переплёты из­готовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристокра­тии, поскольку стоили они неимо-

392

 

Переплёты древнерусских рукописных книг.

верно дорого. Стоимость некото­рых из них была равна заработку ремесленника или купца средней руки за несколько лет, а то и деся­тилетий. Некоторые подобные драгоценные книжные переплеты вели­колепной работы в наши дни мож­но увидеть в залах Оружейной пала­ты Московского Кремля или в Патриаршей ризнице.

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz