|
В XV—XVI вв. получают распространение балканский и
нововизантийский стили. Заставки балканского
стиля строго геометричны и состоят из правильных окружностей, квадратов,
ромбов и восьмёрок с широкими петлями. Для балканского стиля характерны
нежные травянистые, пастельные, изумрудные и ярко-красные тона. Нововизантийский
стиль — подчёркнуто парадный и роскошный. Он возрождает в более изящных формах
забытое золотописание домонгольского периода. Заставки нововизантийского стиля
включают в себя сложные композиции, состоящие из трав, цветов и плодов. Рамка
подобной заставки объёмна, она как бы «дышит», прорастая маленькими
травинками. В XVI в. русские книжники знакомятся с немецкой
гравюрой первых печатных книг и начинают тщательно перерисовывать характерные
завитки листьев, цветки и шишечки. Довольно быстро эти художественные
элементы получают широкую популярность в Московском государстве. Русские
первопечатники Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Андроник Тимофеевич Невежа и
Иван Андроникович Невежин, создавая стиль оформления печатных книг, использовали
известную им рукописную традицию. Так на основе соединения нововизантийского
орнаментального стиля и гравюры возник старопечатный стиль.
Сотни тысяч экземпляров старопечатных книг, изданных Московским Печатным двором
во второй половине XVI — XVII в., украшены заставками, выполненными именно в этом стиле. Нет ничего
странного в том, что со временем старопечатный стиль в своём законченном,
развитом виде перешёл и в рукописную книгу, которая продолжала создаваться и
была широко распространена. Таким образом печатники и живописцы несколько
раз заимствовали друг у друга популярные изобразительные мотивы. На рубеже XVII—XVIII вв. искусство орнаментики в рукописной
книге приходит в упадок, так как сама рукописная книга вытесняется книгой
печатной. Только старообрядцы продолжают развивать эту Инициал тератологического
стиля в рукописи XIV в. 385 РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ Заставка в Изборнике Святослава Заставка в рукописном Евангелии
XV в. Нововизантийский стиль. Заставка в рукописном Евангелии
XVI в. Старопечатный стиль. Заставка в рукописном Евангелии
XVI в. Балканский стиль. Заставка в крюковой старообрядческой певческой рукописи XIX в. Гуслицкий стиль. Заставка в рукописной книге XIV в. Чудовищный стиль. Печатная
заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. художественную
традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, который возник в Поморье, землях, лежащих по
берегам Онежского озера и Белого моря, — крупнейшем центре старообрядчества. А
нарядный гуслицкий стиль происходит из
старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
РУССКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЁТ В Древней
Руси и Московском государстве переплётом для книг служили деревянные доски —
крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами
оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и сложные многофигурные
композиции. Например, переплётчики Московского Печатного двора ставили свой
«фирменный знак» — клеймо с изображением битвы между львом и единорогом,
которое заключено в круговую надпись. Порой на тиснёные рисунки наносили
позолоту. Чтобы изображение ас стиралось, в
крышки вставляли медные выпуклые кружки — «жуковины». Кроме того, переплёт
иногда украшали «наугольниками» и «средником» — металлическими пластинами в
центре и на углах досок. На них чаще всего изображались распятый Христос и
евангелисты. Каждая книга имела медные, реже — серебряные застёжки, или шпеньки, на которые накидывались ремённые петли. Дорогие
переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом
или другой красивой тканью. Обрез страниц книги золотили и отгискивали на нём чекан — изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев. Драгоценный
переплёт представлял собой отделанный самоцветами массивный серебряный
«оклад», закреплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурами святых,
пророков и ангельских чинов. В этом случае книга, если её поставить на торец,
напоминала небольшой иконостас, а если положить — шкатулку, созданную искусным
ювелиром. Подобные переплёты изготовлялись по заказу государей, крупнейших
деятелей Церкви и представителей высшей аристократии, поскольку стоили они
неимо- 392 Переплёты
древнерусских рукописных книг. верно
дорого. Стоимость некоторых из них была равна заработку ремесленника или купца
средней руки за несколько лет, а то и десятилетий. Некоторые подобные
драгоценные книжные переплеты великолепной работы в наши дни можно увидеть в
залах Оружейной палаты Московского Кремля или в Патриаршей ризнице. |