Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудро­го и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посе­щавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усили­ями отечественных археологов в XIXXX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в вит­ринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глу­бокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземца­ми: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скан­динавии принесли в русские земли топкое языческое искусство эпохи ви­кингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущест­венной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого

Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.

Финифтяные изображения князей

Бориса и Глеба на окладе Мстиславова

Евангелия (XII в.) и на древних бармах,

найденных близ Старой Рязани (XII—XIII в.).

394

 

 

 

государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варвар­ской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой антич­ности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохра­няла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творче­ской фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секре­тов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годи­ну Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их пра­вителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. нача­лось его медленное возрождение.

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточ­ные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В мо­де были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из се­ребряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цвет­ного стекла, горного хрусталя, сер­доликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним приве­шивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), ук­рашенные тонким орнаментом: не­виданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, кото­рые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными укра­шениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к голов­ным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каж­дого восточнославянского племе­ни, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип ви­сочных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, на­поминающую завиток или сплю­щенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лу­чей, заканчивавшихся каплевидны­ми утолщениями. На височных коль­цах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лу­чей было по семь плоских лопастей. Горожанки XIXIII вв. больше всего любили колты — парные по­лые золотые и серебряные подвески,


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz