Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Поиски нового гораздо реши­тельнее обнаружили себя в произве­дениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклон­ника позднеантичной живописи. Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (цер­ковь Санта-Чечилия ин Трастевере; около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и мате­риальную осязаемость.

*Мозаика — рисунок иди упор из кусочков камней, стек­ла или других материалов.

**Канон — правило, закон, система норм, свойственная. в частности, какому-либо ху­дожественному стилю.

***Экспрессия— яркое про­явление чувств, настроений, мыслей.

****По библейской легенде, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифле­еме, приказал своим воинам убить в этом городе всех мальчиков младше двух лет.

408

 

 

 

Достижения Каваллини пере­нял Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший худож­ник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Он родился в Колле де Веспиньяно близ Флоренции в крестьянской семье. Вазари приводит в «Жизне­описаниях...» такую легенду. Маль­чик Джотто как-то пас овец и, пока те щипали траву, рисовал на камне. Мимо проходил Чимабуэ. Поражён­ный дарованием ребёнка, живопи­сец принял его в свою мастерскую. Существует и другая версия: отдан­ный отцом в обучение к торговцу шерстью, мальчик часто убегал из лавки и проводил время в мастер­ских флорентийских живописцев, пока, наконец, Чимабуэ не убедил Бондоне-отца не препятствовать художественным наклонностям сы­на. Из обеих версий следует, что Джотто был учеником Чимабуэ, что, однако, у некоторых его биографов вызывает сомнение. Предполагают,

что Джотто, живший в Риме в нача­ле XIV в., мог учиться у Каваллини. Затем художник работал во многих городах Италии: в Падуе он написал фрески для капеллы дель Арена, во Флоренции — цикл фресок для ка­пелл Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче, жил в Милане, а с 1329 по 1 333 г. — в Неаполе (рабо­ты не сохранились). В 1 334 г. он по­селился во Флоренции и оставался там до самой смерти, занимаясь архитектурой.

Наиболее  известные  произве­дения Джотто — фрески в капелле

Чимабуэ.

Мадонна на троне.

XIII в.

Галерея Уффици,

Флоренция.

ФРЕСКА, СИНОПИЯ, КАРТОН

В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись за­нимала господствующее место. Она выполнялась в технике фре­ски — красками, приготовленными на воде, писали по сырой шту­катурке (само слово «фреска» по-итальянски означает «свежий», «сырой») и по сухой («а секко», что в переводе с итальянского оз­начает «по сухому»). Основное связующее вещество штукатур­ки — известь. Фресковая роспись выполняется быстро и неред­ко по частям, между которыми остаются соединительные швы. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и допускала отделку деталей.

Работе над росписями предшествовало изготовление синопий — вспомогательных рисунков, нанесённых под фреску на пер­вый слой штукатурки. Они выполнялись красной охрой, которая добывалась из глины близ города Синоп на южном берегу Чёр­ного моря и называлась синопской краской, или синопией, затем и сами рисунки стали именоваться синопиями. Они применялись в итальянской живописи с XIII в. и до середины XV в. При рес­таврации в 1960 г. «Триумфа смерти» в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе были обнаружены синопии, ещё более вырази­тельные, чем сама фреска. После наводнения 1966 г. во Флоренции при реставрационных работах нашли большое коли­чество синопий. Выставка снятых со стен фресок и синопий со­стоялась в 1968 г. в Нью-Йорке, Лондоне и других городах. Не все живописцы обращались к синопиям. Джотто, например, об­ходился без них.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz