Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Лицевая сторона.

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Оборотная сторона.

395

 

 

Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.

Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.

Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от­личаются удивительным совершен­ством формы. В 1876 г. близ дерев­ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой мас­сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име­нуется зернью; она пришла из Скан­динавии и была широко распро­странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви­валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов­ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук­рашений XI—XII вв., в том числе па­ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо­бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо­бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав­ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские  колты  выполнены в

396

 

 

 

виртуозной ювелирной технике пе­регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы­тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше­ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере­городки, составлявшие контур буду­щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы­сокой температуры. При этом по­лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы­полненные в технике перегородча­той эмали, были очень дорогие, по­этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про­изведений являются деталями бога­того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер­нение, которое, по мнению некото­рых учёных, являлось хазарским на­следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На­несённая на серебряную поверх­ность, чернь создавала фон для вы­пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ­ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во­инов, орлов и фантастических чудо­вищ. Сюжет рисунков далёк от хри­стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо­нов, собакоголовых чудищ, кентав­ров и языческих празднеств.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz