|
В Ранние
работы Яна ван Эйка не обнаружены до сих пор. Первое из датированных его
произведений — Гентский алтарь — создано по заказу гентского горожанина Йодока
Вейдта, человека богатого и влиятельного, для его семейной капеллы Святого
Иоанна Богослова в гентской церкви Святого Иоанна Крестителя. Работа над
алтарём была начата, видимо, около Алтарь
представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, состоящий из двадцати
шести картин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фигур.
Высота алтаря в центральной его части достигает трёх с половиной метров,
ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Робер
Кампен. Святой Иоанн Креститель и заказчик алтаря. Левая часть двустворчатого
Алтаря Верля. 489 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В начале XV в. в Нидерландах наряду с новым художественным
видением мира появился и новый способ его образного воплощения — живопись
масляными красками. Об
использовании растительного (льняного, макового или орехового) масла для
составления красок было известно и раньше. Во всяком случае, в трактате
немецкого монаха Теофила «О различных искусствах», появившемся в начале XII в., содержится рецепт приготовления красок
на основе льняного масла и клеящего вещества — гуммиарабика. И всё же до XV в. эта техника не играла самостоятельной
роли в живописи: масляными красками раскрашивали деревянные статуи,
расписывали ковры и знамёна. Художники, писавшие картины на деревянных досках,
использовали такие краски крайне редко и неохотно: сырое растительное масло
высыхало чрезвычайно медленно. Законченную картину приходилось высушивать на
солнце в течение нескольких дней, и краски нередко блёкли и растрескивались. Однако в XV столетии масляная техника распространилась
по всей Европе, впоследствии заняв господствующее положение в европейской
живописи и сохранив его вплоть до конца XIX в. Столь значительная перемена стала
возможной благодаря нововведению, сделанному нидерландским живописцем Яном ван
Эйком. Ма'стера из города Брюгге долгое время считали изобретателем масляных
красок. На самом деле Ян ван Эйк лишь усовершенствовал их, но именно после
этого масло получило всеобщее признание. Ян ван Эйк
был наделён незаурядным исследовательским даром. Ещё в молодости, в начале
своего творческого пути, художник отдал немало сил поиску связующего вещества
для красок, которое, включая в себя масло, было бы в то же время более
надёжным и удобным для работы, чем состав, предложенный Теофилом. Наконец
около |