Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1425 г. Ян ван Эйк поступил на службу к герцогу Бургундскому — Филиппу III Доброму. Тот высоко це­нил талант художника, щедро опла­чивал его работы и порой давал ему довольно ответственные поручения: например, в 1427—1428 гг. Ян ван Эйк отправился в составе герцогско­го посольства в Испанию, а затем в Португалию. В 1427 г. Ян ван Эйк по­сетил Турне, где был с почётом при­нят местной гильдией живописцев и, вероятно, встречался с Робером Кампеном или видел его картины. Позднее он работал в Лилле и Генте, а в 1431 г. купил дом в Брюгге, где и жил до самой смерти.

Ранние работы Яна ван Эйка не обнаружены до сих пор. Первое из датированных его произведений — Гентский алтарь — создано по зака­зу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и влия­тельного, для его семейной капеллы Святого Иоанна Богослова в гентской церкви Святого Иоанна Кре­стителя. Работа над алтарём была на­чата, видимо, около 1422 г., а закончена в 1432 г.

Алтарь представляет собой гран­диозный многоярусный полиптих, состоящий из двадцати шести кар­тин, на которых изображены двести пятьдесят восемь человеческих фи­гур. Высота алтаря в центральной его части достигает трёх с полови­ной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров.

Робер Кампен. Святой Иоанн Креститель и заказчик алтаря. Левая часть двустворчатого Алтаря Верля. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

489

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

В начале XV в. в Нидерландах наря­ду с новым художественным виде­нием мира появился и новый спо­соб его образного воплощения — живопись масляными красками.

Об использовании растительно­го (льняного, макового или орехо­вого) масла для составления красок было известно и раньше. Во всяком случае, в трактате немецкого мона­ха Теофила «О различных искусст­вах», появившемся в начале XII в., содержится рецепт приготовления красок на основе льняного масла и клеящего вещества — гуммиараби­ка. И всё же до XV в. эта техника не играла самостоятельной роли в жи­вописи: масляными красками рас­крашивали деревянные статуи, расписывали ковры и знамёна. Художники, писавшие картины на деревянных досках, использовали такие краски крайне редко и не­охотно: сырое растительное масло высыхало чрезвычайно медленно. Законченную картину приходилось высушивать на солнце в течение не­скольких дней, и краски нередко блёкли  и растрескивались.

Однако в XV столетии масляная техника распространилась по всей Европе, впоследствии заняв господ­ствующее положение в европейской живописи и сохранив его вплоть до конца XIX в. Столь значительная пе­ремена стала возможной благодаря нововведению, сделанному нидер­ландским живописцем Яном ван Эйком. Ма'стера из города Брюгге дол­гое время считали изобретателем масляных красок. На самом деле Ян ван Эйк лишь усовершенствовал их, но именно после этого масло полу­чило всеобщее признание.

Ян ван Эйк был наделён неза­урядным исследовательским даром. Ещё в молодости, в начале своего творческого пути, художник отдал немало сил поиску связующего ве­щества для красок, которое, вклю­чая в себя масло, было бы в то же время более надёжным и удобным для работы, чем состав, предложен­ный Теофилом. Наконец около 1410 г. он попробовал растворить проваренное и очищенное льняное масло в так называемом белом брюггском лаке (летучем веществе типа скипидара) и, добавив тщатель­но растёртый пигмент, получил густую массу, легко высыхающую даже в тени.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz